Максим Красненко
Генеральный директор ГК "Кивеннапа", ГК "Кивеннапа"
«Аналитики оказали рынку медвежью услугу»
В последние время аналитики постоянно твердят о том, что рынок загородного жилья растет и развивается, и этим они невольно оказывают рынку плохую услугу. Это вдохновляет неопытных девелоперов на вывод новых проектов. Один и тот же участок земли перепродается оптом по два-три раза: поселки появляются в рекламе под одним названием, потом исчезают и возникают под другим. Вот он - рост рынка. Некоторые проекты перепродаются оптом в том же виде, что и были приобретены, а некоторые – с недостроем и недоделанными документами. Все это берется доводить до ума следующий горе-девелопер и тоже бросает на полпути.
Понятно, что аналитики просто ведут статистику и видят подъем. Но о росте спроса надо говорить осторожно и все время напоминать, что одновременно с ним идет затоваривание рынка во всех сегментах. Сегодня идут строительные работы и совершаются сделки едва ли в трети проектов, выставленных в рекламу. Остальные как сидели, так и продолжают сидеть без сделок. Доходность бизнеса снизилась в разы, конкуренция выросла, запросы покупателей взлетели до небес, а количество денег – нет.
Так что в этом сегменте рынка легко и быстро капитал уже не сделать.