Пара слов об общественных пространствах
При разработке концепции девелоперских проектов жилой недвижимости, все равно какой, загородных поселков или городских домов или кварталов, неизбежно заходит речь об общественных пространствах. Этот вопрос регулярно встречает значительное сопротивление застройщиков. В самом деле, зачем отводить много места на некие общественные пространства, если там можно построить еще квадратные метры и их продать? Зачем в коттеджном поселке делать променад вдоль озера, если землю вдоль воды можно продать вдвое дороже? Зачем в квартале делать площадь с магазинчиками и кафе? Много вопросов, и все – не имеющие простых ответов.
Социальный статус человека – достигнутый им уровень благосостояния, возможностей и ответственности – нуждается в подтверждении и демонстрации. В самом деле, в чем смысл богатства и славы, если их некому показать, не перед кем похвастаться? Формой подтверждения социального статуса является покупка и публичное использование дорогих аксессуаров, предметов роскоши, автомобилей. Но если мы отойдем от сверхпотребления, свойственного начальному этапу накопления капитала, и перейдем к ситуации в более развитом обществе, мы обнаружим, что важной частью социального статуса является общение. Вопрос в том, где, как и с кем вы общаетесь. И важно, чтобы даже такая, казалось бы, несложная вещь как общение с прохожими в ходе прогулки, проходила так, чтобы максимально и при этом ненавязчиво (что важно) подчеркивать социальный статус людей. Общественное пространство – одно из немногих мест, где возможна самоорганизация и протекание такого общения.
Существует два термина, понятно описывающих использование общественных пространств. Первый – полузабытое слово «фланировать» (от франц. flâner), что, вообще говоря, означает прогуливаться без всякой цели. Но по содержанию, «фланирование» - это не просто прогулка. Фланировать – это теплым летним вечером одеть хороший костюм или платье и выйти погулять в публичное место. Вроде бы – без цели, но на самом деле смысл этого в том, чтобы таким образом показать свой социальный статус, на других посмотреть, себя показать. Строить глазки девушкам, ловить уважительные взгляды прохожих, элегантно выпить кофе и выкурить сигару на веранде ресторана – да мало ли красивых и приятных дел можно сделать таким образом.
Другое слово – существующий у испанцев элемент городской жизни под названием «пасео». По содержанию, это тоже вечерняя прогулка по городу. Основная идея ее –не просто подышать воздухом, а в ходе прогулки встретится и поздороваться с друзьями, которые вышли погулять с той же целью. Причем это происходит без предварительных договоренностей. О смысле подобной взаимной вежливости говорить нет необходимости. Особенно, если у вас, как принято писать в рекламных объявлениях, «достойные соседи».
Следует обратить внимание, что именно такая возможность использования общественных пространств выгодно отличает центр города от «спальных районов». Исторически, такая функция была и остается, например, у Невского проспекта. Когда-то такую функцию имел Пассаж, куда специально съезжались богатые модники и модницы со всего города. Интересно, как построенный на пустыре спального района ТРЦ мгновенно приобретает такую функцию: туда вечером ходят гулять, молодежь там «тусуется», взрослые «меряются потреблением», словом – все при деле.
Предусмотрев в девелоперском проекте нормальные общественные пространства – променад с красивым видом или небольшую площадь с кафе, например, - мы, как ни странно, поднимаем капитализацию проекта. Общественное пространство дает ответы на вопросы, куда вечером пойти погулять, как превратить выгул собаки в социальное действо, как технично поздороваться с соседом и похвастаться новыми часами…. Словом, без общественных пространств даже очень богатая и успешная жизнь превращается в обитание внутри заборов и квартир. В этом ли счастье, как вы считаете?
Социальный статус человека – достигнутый им уровень благосостояния, возможностей и ответственности – нуждается в подтверждении и демонстрации. В самом деле, в чем смысл богатства и славы, если их некому показать, не перед кем похвастаться? Формой подтверждения социального статуса является покупка и публичное использование дорогих аксессуаров, предметов роскоши, автомобилей. Но если мы отойдем от сверхпотребления, свойственного начальному этапу накопления капитала, и перейдем к ситуации в более развитом обществе, мы обнаружим, что важной частью социального статуса является общение. Вопрос в том, где, как и с кем вы общаетесь. И важно, чтобы даже такая, казалось бы, несложная вещь как общение с прохожими в ходе прогулки, проходила так, чтобы максимально и при этом ненавязчиво (что важно) подчеркивать социальный статус людей. Общественное пространство – одно из немногих мест, где возможна самоорганизация и протекание такого общения.
Существует два термина, понятно описывающих использование общественных пространств. Первый – полузабытое слово «фланировать» (от франц. flâner), что, вообще говоря, означает прогуливаться без всякой цели. Но по содержанию, «фланирование» - это не просто прогулка. Фланировать – это теплым летним вечером одеть хороший костюм или платье и выйти погулять в публичное место. Вроде бы – без цели, но на самом деле смысл этого в том, чтобы таким образом показать свой социальный статус, на других посмотреть, себя показать. Строить глазки девушкам, ловить уважительные взгляды прохожих, элегантно выпить кофе и выкурить сигару на веранде ресторана – да мало ли красивых и приятных дел можно сделать таким образом.
Другое слово – существующий у испанцев элемент городской жизни под названием «пасео». По содержанию, это тоже вечерняя прогулка по городу. Основная идея ее –не просто подышать воздухом, а в ходе прогулки встретится и поздороваться с друзьями, которые вышли погулять с той же целью. Причем это происходит без предварительных договоренностей. О смысле подобной взаимной вежливости говорить нет необходимости. Особенно, если у вас, как принято писать в рекламных объявлениях, «достойные соседи».
Следует обратить внимание, что именно такая возможность использования общественных пространств выгодно отличает центр города от «спальных районов». Исторически, такая функция была и остается, например, у Невского проспекта. Когда-то такую функцию имел Пассаж, куда специально съезжались богатые модники и модницы со всего города. Интересно, как построенный на пустыре спального района ТРЦ мгновенно приобретает такую функцию: туда вечером ходят гулять, молодежь там «тусуется», взрослые «меряются потреблением», словом – все при деле.
Предусмотрев в девелоперском проекте нормальные общественные пространства – променад с красивым видом или небольшую площадь с кафе, например, - мы, как ни странно, поднимаем капитализацию проекта. Общественное пространство дает ответы на вопросы, куда вечером пойти погулять, как превратить выгул собаки в социальное действо, как технично поздороваться с соседом и похвастаться новыми часами…. Словом, без общественных пространств даже очень богатая и успешная жизнь превращается в обитание внутри заборов и квартир. В этом ли счастье, как вы считаете?
Источник: https://www.bsn.ru/
Комментарии 0