Перспективы развития современных городов
Проблема будущего Санкт-Петербурга в горизонте 20-50 лет пока что не относится к числу актуальных ни для городской Администрации, ни для девелоперов. Тем не менее, даже с учетом кризисных явлений в экономике, мы постепенно приближаемся к точке, когда и город, и девелоперы будут вынуждены всерьез оценивать перспективы развития Санкт-Петербурга и строить свои стратеги не на 2-3 года, как раньше, а на 10-15 лет вперед. Это потребует новых знаний, новых инструментов и новых подходов к анализу развития современных городов.
Рассматривая перспективы развития городов мира с точки зрения геоэкономики, можно выделить три типа городов, играющих различные функции в разном масштабе территории:
- «Мировой город». Крупные миллионники - мегалополисы. Центры глобального управления. Место расположения бирж. Таких городов в мире всего три (Лондон, Нью-Йорк, Токио), и еще несколько претендуют на этот статус (в т.ч. Москва). Носители постиндустриальной экономики, центры финансовых и консалтинговых услуг, медиапроизводства, инновационные центры. Опережают развитие остального мира на 3-5 лет. Живут в отрыве от окружающего мира в глобальном геоэкономическом пространстве. Основаны на постиндустриальной экономике.
- «Региональные индустриальные города». Милионники, от 800 тысяч. Собирают территорию, служат центрами промышленности, ИТ и логистики, несут основную нагрузку по СК-переработке. Среди них выделяются европейские и американские, отличающиеся пространственной структурой (в европейских есть жилой исторический центр, в американских вместо него – центральный деловой район). Имеют развитую постиндустриальную экономику. Как правило, синхронны в своем развитии «мейнстриму», иногда могут чуть отставать или опережать. Оказывают важное развивающее воздействие на окружающую территорию. В этой группе можно выделить подкласс «Промышленных городов», которые имеют меньшую численность населения (500-800 тыс.) и ярко индустриальную экономику.
- «Малые города». Менее 300 тысяч населения. Слабо развитая индустрия, либо небольшое градообразующее предприятие (исключение – при специализации внутри агломерации). Возможен значительный потенциал постиндустриального развития за счет туризма, локального аутсорсинга, средовых характеристик.
Выделяются также азиатские «мегагорода» - огромные хаотично урбанизированные территории со смешанной специализацией. Эти города-следствие политики ускоренной индустриализации.
Важной особенностью современного – постиндустриального – развития городов является формирование мегалополисов – соединение нескольких городских агломераций в единое пространство. Именно подобные мегалополисы Америки, Японии и Европы на сегодняшний день являются центрами постиндустриального производства во всех смыслах этого слова.
В будущем, основными тенденциями для каждой из групп будут:
• Для мировых городов – дальнейшая интеграция в мировую экономику, развитие экстерриториальности, собственной глобальной субъектности и конкурентоспособности, переход к культуре активного потребления инноваций.
• Для региональных городов – формирование и развитие постиндустриальной экономики, связанные с этим значительные пространственные деформации (вынос производств, перефункционализация и новое освоение территорий), формирование агломераций.
• Для малых городов – либо переход к индустриальному развитию (через градообразующее предприятие, подключение к агломерации и т.д.), либо гипотетический переход к постиндустриальному через развитие сектора услуг.
Основными особенностями постиндустриальной экономики и развития среды для современного города являются:
• 24-часовая активность (деловая жизнь, торговля, развлечения)
• Сверхвысокое энергопотребление, сглаживание суточных пиков
• Высокая обеспеченность современными форматами торговли, общественного питания и коммерческой недвижимостью
• Развитые общественные пространства, в т.ч. публичные
• Новые формы потребительской культуры – визуальное потребление, сращивание развлечений с другими формами деятельности, высокая скорость потребления инноваций
• Многофункциональное использование территории, отказ от «монофункциональных» районов
• Новые стандарты качества жилья (в т.ч. обеспеченность площадью, стандарты строительства, разнообразие предложения)
Крупные города являются на сегодняшний день носителями постиндустриальной экономики; плотность связей, качество жизни и особенности экономики которых делают возможным переход на новый уровень социально-экономических отношений. При этом, развитие постиндустриальной экономики, с ее повышенными требованиями ко многим вопросам, сталкивается в современных городах, даже относительно развитых, со значительными вызовами. Среди этих вызовов:
• Транспортная проблема. Взрывной рост автомобилизации населения и неспособность транспортных систем городов справляться с потоками автотранспорта порождает противоречие между требованиями принятых стандартов качества жизни и объективными характеристиками существующего городского пространства. Это касается как внутригородских транспортных потоков, так и связи между городом и транспортными хабами.
• Инфраструктурная проблема. Инфраструктурные требования постиндустриального качества жизни и экономического развития (связь, электроэнергия и т.д.) не могут эффективно удовлетворяться инфраструктурой современных городов. Как следствие, появляется противоречие между функцией городов как носителей постиндустриальной экономики и их способностью эту экономику обеспечивать.
• Проблема качества городской среды. Люди стремятся к перемещению в крупные города, постиндустриальная экономика которых повышает капитализацию человеческих ресурсов и качество жизни, но при этом, размещение элементов постиндустриальной экономики в крупных городах часто невыгодно, по причине высокой стоимости жизни, рабочей силы и земли. Кроме того, существующие города не обладают необходимого качества общественными пространствами, деловой и жилой недвижимостью. Развитие существующей среды таких городов до требуемого уровня есть долгий и сложный процесс, который, к тому же, тормозится рядом объективных факторов.
Указанные проблемы можно обобщенно сформулировать так: «Крупные города все менее способны поддерживать постиндустриальную экономику, при этом, они являются единственными территориями, где такая экономика является возможной». Эти вызовы не являются специфически российскими; аналогичная ситуация наблюдается во многих городах мира. В настоящее время, эти проблемы пытаются решать разнообразными способами, в т.ч. через редевелопмент городской среды и формирование новых городских поселений «под задачу».
Основными особенностями постиндустриальной экономики и развития среды для современного города являются:
• 24-часовая активность (деловая жизнь, торговля, развлечения)
• Сверхвысокое энергопотребление, сглаживание суточных пиков
• Высокая обеспеченность современными форматами торговли, общественного питания и коммерческой недвижимостью
• Развитые общественные пространства, в т.ч. публичные
• Новые формы потребительской культуры – визуальное потребление, сращивание развлечений с другими формами деятельности, высокая скорость потребления инноваций
• Многофункциональное использование территории, отказ от «монофункциональных» районов
• Новые стандарты качества жилья (в т.ч. обеспеченность площадью, стандарты строительства, разнообразие предложения)
Представления о тенденциях и направлении эволюции городской архитектуры и шире, пространственном развитии города, последние годы претерпевают значительные изменения. В настоящее время, базовым трендом является отказ от монофункциональности в развитии городской среды (выраженной в спальных и промышленных районах, а также классическом американском нежилом ЦДР, центральном деловом районе) в пользу концепции многофункционального развития. Суть ее заключается в том, что городское пространство способно эффективно выполнять несколько функций одновременно, при этом наличие нескольких функций ведет к большей плотности социальных связей, более высокому качеству городской среды и в целом более гармоничному развитию города. Разумеется, подобное объединение функций возможно исключительно в постиндустриальной логике, когда основные виды деятельности осуществляются в секторе услуг. Эта концепция решает ряд проблем постиндустриального городского развития, таких как транспортная и качество городской среды. По сути, она представляет собой отход от индустриальных представлений о городской среде в направлении «классических» ранних представлений о городском пространстве, городе как «единстве непохожих».
Многофункциональное развитие городского пространства предотвращает формирование в городах зон антропопустынь «второго рода» - городских территорий, характеризующихся избытком населения при растущей нехватке коммуникаций, а также сверхвысокими издержками, делающими невыгодной практически любую деятельность (см. Центр Москвы или Брюссель). По сути дела, городская антропопустыня второго рода является кризисом развития индустриальной модели города. В постиндустриальном городе эта проблема теоретически имеет решение, поскольку наличие нескольких функций у территории значительно повышает ее капитализацию и оправдывает прокладку дополнительных коммуникаций. Проблема плотности населения решается через многофункциональное освоение дополнительных территорий. Аналогичным образом может быть решена и проблема антропопустынь «первого рода» (исход населения с территорий, слишком бедных для обеспечения любой деятельности): развитие неким субъектом на определенной территории (в малом городе, к примеру) постиндустриальной экономики и создание высокого качества жизни делает рентабельным прокладку туда коммуникаций. Это было не раз показано на примере новых «университетских» и корпоративных городов Европы и США.
Значительные изменения сейчас происходят и в пространственной структуре городов. Суть их заключается в том же кризисе монофункционального подхода к пространству, характерного для предыдущего этапа развития. Пространственная структура городов стремится вырваться из жесткой структуры монофункциональных зон, в городах образуются новые «центры», вносятся изменения в существующую застройку, проходит редевелопмент крупных территорий. Обычный современный крупный город имеет по меньшей мере три кризисных монофункциональных зоны (промышленное кольцо, «дешевые» спальные районы, полоса малоэтажной коттеджной застройки по периметру; в США к ним относится еще и нежилой деловой центр). Одним из основных трендов пространственного развития городов является, таким образом, дополнение и расширение функций этих территорий.
В целом, развитие городской застройки сейчас идет не «вверх», а в стороны. Опыт эксплуатации районов с высотной застройкой показал, что в «малоэтажных» (3-5 этажей) домах качество жизни субъективно выше, а городская среда - приятнее. Компенсация в потере плотности населения и застройки (т.е. в потере денег девелоперами) идет за счет как редевелопмента территорий внутри города, так и освоения новых районов, формирования агломерации. Кроме того, постиндустриальная экономика не требует сверхплотной компактной концентрации рабочей силы. В качестве примера, «новые» европейские и американские города (начало развития- с 1970-х, население 150-200 тыс.человек), окружающие крупные миллионники и имеющие вполне самостоятельную постиндустриальную экономику, как правил не имеют массовой высотной застройки, за исключением нескольких доминант в центре.
Формирование «вымороченных» форм городского развития, таких как описанные в фантастической литературе гипертрофированные индустриальные города типа «Стальные пещеры», следует считать крайне маловероятным. Равным образом маложизнеспособными являются «города-утопии», наподобие некоторых современных корпоративных городов Америки («миленький», но совершенно неудобный для жизни город компании Уолта Диснея, к примеру).
Интересной особенностью развития постиндустриальных городов является также образование дополнительной функциональной нагрузки у центра города. В общем виде, центр города, т.е. точка максимального социального притяжения, максимальной концентрации деятельностей и людей, образовывается вокруг места пространственной локализации основных социосистемных функций города. На всех этапах центр города образовывался вокруг «рынка» и прилегающей к нему «администрации» и «церкви». В индустриальном городе центр форсировался вокруг основного производства (или деловых центров) и администрации, а также университетов. С развитием постиндустриальных городов, их «центр» должен обеспечивать еще и времяпрепровождение в «свободное время», т.е. предлагать стимуляцию творческой активности, развлечения, высокую плотность коммуникаций и социальных связей. Сегодня эту функцию выполняют общественные пространства, торговые и пешеходные улицы, грамотно организованные торговые центры, транспортные узлы.
Естественно, опыт современного прогноза развития города не ограничивается приведенными моделями и содержательными тезисами. Тем не менее, они позволяют дать определенное представление о направлениях и базовых тенденциях развития городов. С использованием современных методик, можно делать достаточно точные прогнозы и сценарии развития как отдельных территорий, так и крупных городов, таких как Санкт-Петербург.
Рассматривая перспективы развития городов мира с точки зрения геоэкономики, можно выделить три типа городов, играющих различные функции в разном масштабе территории:
- «Мировой город». Крупные миллионники - мегалополисы. Центры глобального управления. Место расположения бирж. Таких городов в мире всего три (Лондон, Нью-Йорк, Токио), и еще несколько претендуют на этот статус (в т.ч. Москва). Носители постиндустриальной экономики, центры финансовых и консалтинговых услуг, медиапроизводства, инновационные центры. Опережают развитие остального мира на 3-5 лет. Живут в отрыве от окружающего мира в глобальном геоэкономическом пространстве. Основаны на постиндустриальной экономике.
- «Региональные индустриальные города». Милионники, от 800 тысяч. Собирают территорию, служат центрами промышленности, ИТ и логистики, несут основную нагрузку по СК-переработке. Среди них выделяются европейские и американские, отличающиеся пространственной структурой (в европейских есть жилой исторический центр, в американских вместо него – центральный деловой район). Имеют развитую постиндустриальную экономику. Как правило, синхронны в своем развитии «мейнстриму», иногда могут чуть отставать или опережать. Оказывают важное развивающее воздействие на окружающую территорию. В этой группе можно выделить подкласс «Промышленных городов», которые имеют меньшую численность населения (500-800 тыс.) и ярко индустриальную экономику.
- «Малые города». Менее 300 тысяч населения. Слабо развитая индустрия, либо небольшое градообразующее предприятие (исключение – при специализации внутри агломерации). Возможен значительный потенциал постиндустриального развития за счет туризма, локального аутсорсинга, средовых характеристик.
Выделяются также азиатские «мегагорода» - огромные хаотично урбанизированные территории со смешанной специализацией. Эти города-следствие политики ускоренной индустриализации.
Важной особенностью современного – постиндустриального – развития городов является формирование мегалополисов – соединение нескольких городских агломераций в единое пространство. Именно подобные мегалополисы Америки, Японии и Европы на сегодняшний день являются центрами постиндустриального производства во всех смыслах этого слова.
В будущем, основными тенденциями для каждой из групп будут:
• Для мировых городов – дальнейшая интеграция в мировую экономику, развитие экстерриториальности, собственной глобальной субъектности и конкурентоспособности, переход к культуре активного потребления инноваций.
• Для региональных городов – формирование и развитие постиндустриальной экономики, связанные с этим значительные пространственные деформации (вынос производств, перефункционализация и новое освоение территорий), формирование агломераций.
• Для малых городов – либо переход к индустриальному развитию (через градообразующее предприятие, подключение к агломерации и т.д.), либо гипотетический переход к постиндустриальному через развитие сектора услуг.
Основными особенностями постиндустриальной экономики и развития среды для современного города являются:
• 24-часовая активность (деловая жизнь, торговля, развлечения)
• Сверхвысокое энергопотребление, сглаживание суточных пиков
• Высокая обеспеченность современными форматами торговли, общественного питания и коммерческой недвижимостью
• Развитые общественные пространства, в т.ч. публичные
• Новые формы потребительской культуры – визуальное потребление, сращивание развлечений с другими формами деятельности, высокая скорость потребления инноваций
• Многофункциональное использование территории, отказ от «монофункциональных» районов
• Новые стандарты качества жилья (в т.ч. обеспеченность площадью, стандарты строительства, разнообразие предложения)
Крупные города являются на сегодняшний день носителями постиндустриальной экономики; плотность связей, качество жизни и особенности экономики которых делают возможным переход на новый уровень социально-экономических отношений. При этом, развитие постиндустриальной экономики, с ее повышенными требованиями ко многим вопросам, сталкивается в современных городах, даже относительно развитых, со значительными вызовами. Среди этих вызовов:
• Транспортная проблема. Взрывной рост автомобилизации населения и неспособность транспортных систем городов справляться с потоками автотранспорта порождает противоречие между требованиями принятых стандартов качества жизни и объективными характеристиками существующего городского пространства. Это касается как внутригородских транспортных потоков, так и связи между городом и транспортными хабами.
• Инфраструктурная проблема. Инфраструктурные требования постиндустриального качества жизни и экономического развития (связь, электроэнергия и т.д.) не могут эффективно удовлетворяться инфраструктурой современных городов. Как следствие, появляется противоречие между функцией городов как носителей постиндустриальной экономики и их способностью эту экономику обеспечивать.
• Проблема качества городской среды. Люди стремятся к перемещению в крупные города, постиндустриальная экономика которых повышает капитализацию человеческих ресурсов и качество жизни, но при этом, размещение элементов постиндустриальной экономики в крупных городах часто невыгодно, по причине высокой стоимости жизни, рабочей силы и земли. Кроме того, существующие города не обладают необходимого качества общественными пространствами, деловой и жилой недвижимостью. Развитие существующей среды таких городов до требуемого уровня есть долгий и сложный процесс, который, к тому же, тормозится рядом объективных факторов.
Указанные проблемы можно обобщенно сформулировать так: «Крупные города все менее способны поддерживать постиндустриальную экономику, при этом, они являются единственными территориями, где такая экономика является возможной». Эти вызовы не являются специфически российскими; аналогичная ситуация наблюдается во многих городах мира. В настоящее время, эти проблемы пытаются решать разнообразными способами, в т.ч. через редевелопмент городской среды и формирование новых городских поселений «под задачу».
Основными особенностями постиндустриальной экономики и развития среды для современного города являются:
• 24-часовая активность (деловая жизнь, торговля, развлечения)
• Сверхвысокое энергопотребление, сглаживание суточных пиков
• Высокая обеспеченность современными форматами торговли, общественного питания и коммерческой недвижимостью
• Развитые общественные пространства, в т.ч. публичные
• Новые формы потребительской культуры – визуальное потребление, сращивание развлечений с другими формами деятельности, высокая скорость потребления инноваций
• Многофункциональное использование территории, отказ от «монофункциональных» районов
• Новые стандарты качества жилья (в т.ч. обеспеченность площадью, стандарты строительства, разнообразие предложения)
Представления о тенденциях и направлении эволюции городской архитектуры и шире, пространственном развитии города, последние годы претерпевают значительные изменения. В настоящее время, базовым трендом является отказ от монофункциональности в развитии городской среды (выраженной в спальных и промышленных районах, а также классическом американском нежилом ЦДР, центральном деловом районе) в пользу концепции многофункционального развития. Суть ее заключается в том, что городское пространство способно эффективно выполнять несколько функций одновременно, при этом наличие нескольких функций ведет к большей плотности социальных связей, более высокому качеству городской среды и в целом более гармоничному развитию города. Разумеется, подобное объединение функций возможно исключительно в постиндустриальной логике, когда основные виды деятельности осуществляются в секторе услуг. Эта концепция решает ряд проблем постиндустриального городского развития, таких как транспортная и качество городской среды. По сути, она представляет собой отход от индустриальных представлений о городской среде в направлении «классических» ранних представлений о городском пространстве, городе как «единстве непохожих».
Многофункциональное развитие городского пространства предотвращает формирование в городах зон антропопустынь «второго рода» - городских территорий, характеризующихся избытком населения при растущей нехватке коммуникаций, а также сверхвысокими издержками, делающими невыгодной практически любую деятельность (см. Центр Москвы или Брюссель). По сути дела, городская антропопустыня второго рода является кризисом развития индустриальной модели города. В постиндустриальном городе эта проблема теоретически имеет решение, поскольку наличие нескольких функций у территории значительно повышает ее капитализацию и оправдывает прокладку дополнительных коммуникаций. Проблема плотности населения решается через многофункциональное освоение дополнительных территорий. Аналогичным образом может быть решена и проблема антропопустынь «первого рода» (исход населения с территорий, слишком бедных для обеспечения любой деятельности): развитие неким субъектом на определенной территории (в малом городе, к примеру) постиндустриальной экономики и создание высокого качества жизни делает рентабельным прокладку туда коммуникаций. Это было не раз показано на примере новых «университетских» и корпоративных городов Европы и США.
Значительные изменения сейчас происходят и в пространственной структуре городов. Суть их заключается в том же кризисе монофункционального подхода к пространству, характерного для предыдущего этапа развития. Пространственная структура городов стремится вырваться из жесткой структуры монофункциональных зон, в городах образуются новые «центры», вносятся изменения в существующую застройку, проходит редевелопмент крупных территорий. Обычный современный крупный город имеет по меньшей мере три кризисных монофункциональных зоны (промышленное кольцо, «дешевые» спальные районы, полоса малоэтажной коттеджной застройки по периметру; в США к ним относится еще и нежилой деловой центр). Одним из основных трендов пространственного развития городов является, таким образом, дополнение и расширение функций этих территорий.
В целом, развитие городской застройки сейчас идет не «вверх», а в стороны. Опыт эксплуатации районов с высотной застройкой показал, что в «малоэтажных» (3-5 этажей) домах качество жизни субъективно выше, а городская среда - приятнее. Компенсация в потере плотности населения и застройки (т.е. в потере денег девелоперами) идет за счет как редевелопмента территорий внутри города, так и освоения новых районов, формирования агломерации. Кроме того, постиндустриальная экономика не требует сверхплотной компактной концентрации рабочей силы. В качестве примера, «новые» европейские и американские города (начало развития- с 1970-х, население 150-200 тыс.человек), окружающие крупные миллионники и имеющие вполне самостоятельную постиндустриальную экономику, как правил не имеют массовой высотной застройки, за исключением нескольких доминант в центре.
Формирование «вымороченных» форм городского развития, таких как описанные в фантастической литературе гипертрофированные индустриальные города типа «Стальные пещеры», следует считать крайне маловероятным. Равным образом маложизнеспособными являются «города-утопии», наподобие некоторых современных корпоративных городов Америки («миленький», но совершенно неудобный для жизни город компании Уолта Диснея, к примеру).
Интересной особенностью развития постиндустриальных городов является также образование дополнительной функциональной нагрузки у центра города. В общем виде, центр города, т.е. точка максимального социального притяжения, максимальной концентрации деятельностей и людей, образовывается вокруг места пространственной локализации основных социосистемных функций города. На всех этапах центр города образовывался вокруг «рынка» и прилегающей к нему «администрации» и «церкви». В индустриальном городе центр форсировался вокруг основного производства (или деловых центров) и администрации, а также университетов. С развитием постиндустриальных городов, их «центр» должен обеспечивать еще и времяпрепровождение в «свободное время», т.е. предлагать стимуляцию творческой активности, развлечения, высокую плотность коммуникаций и социальных связей. Сегодня эту функцию выполняют общественные пространства, торговые и пешеходные улицы, грамотно организованные торговые центры, транспортные узлы.
Естественно, опыт современного прогноза развития города не ограничивается приведенными моделями и содержательными тезисами. Тем не менее, они позволяют дать определенное представление о направлениях и базовых тенденциях развития городов. С использованием современных методик, можно делать достаточно точные прогнозы и сценарии развития как отдельных территорий, так и крупных городов, таких как Санкт-Петербург.
Источник: https://www.bsn.ru/
Комментарии 0