Дмитрий Щегельский
президент, Санкт-Петербургская палата недвижимости
«В сервисе «ДомКлик» нет ничего сверхординарного»
Недавно Сбербанк запустил онлайн-сервис «ДомКлик», с помощью которого клиент может взять ипотеку и выбрать квартиру, а также без посредников подать документы на регистрацию сделки с недвижимостью. Некоторые считают, что сервис может составить конкуренцию агентствам недвижимости. На мой взгляд, это обычный сервис, в котором нет ничего сверхординарного. Есть еще более интересные для клиента сервисы, способные подобрать для клиента оптимальную ипотечную программу в любом банке.
Отмечу, что подать документы на регистрацию продавцы и покупатели недвижимости могут и сейчас без посредников и бесплатно, в отличие от сервиса Сбербанка, который за это мероприятие хочет получать 10 тысяч рублей. К слову сказать, риэлторы предоставляют услуги по подаче документов на регистрацию перехода права собственности также бесплатно, это является не основным видом деятельности, а всего лишь сопутствующим бонусом для клиентов.
Выбрать или продать квартиру без услуг риэлторов клиенты могут со времен начала приватизации. Однако большинство продавцов и покупателей обращаются за помощью к риэлторам. Задача риэлтора – минимизировать транзакционные издержки своих клиентов. Банковского клерка зачастую не волнует судьба сделки своих клиентов. Его задача – быстро оформить кредит и какая там цепочка квартир и комнат, какие у этой цепочки договоренности, банковского клерка не волнует.
Некоторые риэлторы призвали сократить сотрудничество со Сбербанком после появления сервиса «ДомКлик», но я расцениваю такие заявление как популистские. Сокращение сотрудничества, прежде всего, не в интересах клиентов, обслуживаемых риэлторами. Работать необходимо с теми банками, которые для конкретного клиента предоставляют наилучшие условия. К примеру, некоторые банки дают дополнительные скидки заемщикам, пришедшим в банк по партнерской программе с агентством недвижимости, и такие скидки достигают 1% годовых. Сбербанк ничего подобного не предлагает.