Игорь Оноков
генеральный директор, компания «Леонтьевский мыс»
«Себестоимость элитных проектов выросла на 5%»
2015 год был богат на события - изменения в отрасли наблюдали на протяжении уходящего года все игроки рынка. Но если массовое жилье более подвержено экономическим колебаниям, рынок премиальной недвижимости менее восприимчив. Глобального подорожания квадратного метра мы не наблюдали, и в следующем году оно вряд ли состоится. Повышение цен будет заметно у объектов в завершающей стадии строительства и новых проектов. При строительстве элитного дома используется очень много импортных строительных материалов и инженерного оборудования. В течение этого года их стоимость увеличилась в среднем на 10%, соответственно, выросла и себестоимость самих проектов на 5%.
В этом случае есть риск, что вырастет цена самих квартир или же девелопер может использовать менее качественные и более дешевые материалы. Но этот путь может оказаться ложным, а принятые решения сыграть в убыток. Покупатель не готов переплачивать лишние деньги, рынок недвижимости просто «не съест» очередное повышение. Что касается используемых материалов, то, как говорится, скупой платит дважды. Обращаясь к непрофессиональным подрядчикам, застройщик, сэкономив в начале, может переплатить уже в процессе строительства, а также потерять доверие своего клиента.
При всем том ценообразование в элитной недвижимости зависит не только от волатильности курса рубля, но и от базовых характеристик самого проекта: местоположения, видов и окружения, сервиса и инфраструктуры в составе дома и пр. Причем помимо основных критериев покупателем учитывается стадия готовности дома. В следующем году будет явно прослеживаться тенденция ухода от проектов на фундаменте. Большее доверие будут вызывать объекты на финальной стадии строительства. В этом случае у клиентов есть уверенность, что объект будет сдан.
Спрос на рынке будет зависеть больше от политической ситуации, а в этом случае предсказать что-либо очень сложно. Обстановка меняется чуть ли не каждый день, поэтому покупатель принимает решения гораздо дольше, тщательно взвешивая все «за» и «против».
Девелоперам нужно ориентироваться на ключевые потребности клиента и закладывать в проект только то, что необходимо потребителю для комфортной жизни. Зачастую не все элементы практичны и востребованы. К примеру, сигарные или биллиардные комнаты отошли на второй план, ими не так часто пользуются. Это больше дополнительный атрибут, который возможно и принесет дополнительный комфорт, но это совершенно не значит, что им будут регулярно пользоваться. Другое дело – сервис пятизвездочного отеля или же фитнесс-клуб в составе комплекса. Эти опции по-прежнему сохраняют свою популярность.