Средний жизненный цикл концепции ТЦ может сократиться на два года

Источник фото: bsn.ru

На сегодняшний день объем ТЦ Санкт-Петербурга, которые нуждаются в обновлении, составил 53%. Этот процесс может включать в себя как изменение интерьеров и замену оборудования, так и смену состава арендаторов и структуру площадей. Помимо популярных магазинов, посетители ожидают разнообразные форматы досуга, развлечений и сервисов. Среди примеров успешных преобразований в ТРК можно отметить как реконцепцию «ПИК», так и локальные изменения в «Охта Молл», «Питер Радуга» и др.

Аналитики Nikoliers проанализировали возрастную структуру действующих торговых центров Санкт-Петербурга: 54% из них относится к группе более 15 лет, 30% – работают на рынке от 11 до 15 лет, 10% вошли в группу от 6 до 10 лет и 6% – это недавно открывшиеся объекты возрастом до 5 лет. На фоне быстро меняющейся конъюнктуры рынка недвижимостисредний жизненный цикл концепции торгового центраможет сократитьсяи составить5-8 лет вместо 8-10. Объем торговых центров Петербурга, нуждающихся в обновлениипо состоянию на сегодняшний день, по оценке Nikoliersсоставляет 53%.Для сравнения, в Москве этот показатель составляет 43%, а по регионам РФ – 73%.

Необходимость обновления концепции определяется не только возрастом объекта, но внешними и внутренними факторами, которые могут как продлить актуальность формата, так и ускорить его устаревание. Например:

  • снижение трафика и падение товарооборота;
  • рост вакантности и сложности с привлечением арендаторов;
  • несоответствие потребностям аудитории и трендам рынка;
  • устаревший внешний вид и инфраструктура;
  • низкий уровень лояльности посетителей;
  • давление со стороны конкурентов.

Эксперты Nikoliers выделили основные подходы в обновлении ТЦ, чтобы повыситьего привлекательность для арендаторов и покупателей, усилить конкурентоспособность, увеличитьтрафик и доходность:

  • реконцепция (изменения конфигурации пространств и назначения отдельных зон, модернизации инженерных систем);
  • обновление пула арендаторов (расширение зон досуга и развлечений, развитие wellness-направления, усиление фуд-корта и ресторанной зоны);
  • цифровизация и внедрение новых технологий(использование bigdata и аналитики для персонализации клиентского опыта, развитие технологий click&collect и омниканальных решений);
  • архитектурное и дизайнерское обновление(реконструкция фасада и входных групп, улучшение навигации и доступности, озеленение и внедрение экотрендов).

«Реконцепция объекта торговой недвижимости сегодня — это не просто косметический апгрейд, а стратегический инструмент перезагрузки бизнес-модели. Поэтому для успешной реконцепции важен комплексный подход: создание многослойного customerjourney, где физическое пространство усиливается цифровыми сервисами, а классический ритейл интегрируется с досуговыми и wellness-форматами», —отмечает Юлия Кузнецова,директор департамента торговой недвижимости Nikoliers.

Юлия Кузнецова добавила, что значительную роль в трансформации объектов рынка также играет изменение потребительских предпочтений: увеличение популярностионлайн-торговли и магазинов в шаговой доступности от дома. Это смещает акцент с самого продукта на качество сервиса и удобство. В ответ на это торговые центры вынуждены адаптироваться и предлагать дополнительные услуги, развлечения и уникальные форматы взаимодействия с посетителями.

В Петербурге среди успешных примеровобновленияобъекта можно отметить ТРК «ПИК». Объект расположенв топовой локации и имеет высокую посещаемость, при этом последние несколько лет ТЦ постоянно трансформируется, чтобы сохранять конкурентные позиции. Помимо ротации арендаторов здесь регулярно выполняют масштабные обновления общественных зон, модернизируют фуд-корт, внедряют цифровые сервисы для удобства посетителей. Например, уже в 2025 г.в ТРК на месте кинозалов запустят новый фуд-холл «Фудкультура» площадью более 3,5 тыс. кв м с панорамным видом на Исаакиевский собор.

Также среди ТРК Северной столицы есть примеры усиления ролидосуга и образовательных инициатив. К примеру, в ТРЦ «Охта Молл» и ТРК«Питер Радуга» открыли библиотеки, где проводятся регулярные мероприятия и мастер-классы для посетителей разных возрастов. Ещё один вектор развития –расширение сферы здоровья и фитнеса. Спортивные клубы открываются как на площадях, которые занимали международные ритейлеры, так и в помещениях развлекательных операторов. С 2020 года в торговых центрах Петербурга открылось 13 сетевых фитнес-клубов, 5 из которых принадлежат сети DDX Fitness. На 2025 год у этой сети запланировано еще по крайней мере 5 новых открытий в ТЦ.

Комментарии 0

Популярное по теме