Шанхай - пример для Петербурга?

Наши чиновники, увлекшись идеями строительства небоскребов в центре Петербурга, приводят в качестве аргументов другие города мира, в т.ч. Шанхай. Простому петербуржцу, в отличие от команды губернатора, трудно самому побывать в Шанхае, поэтому доверимся мнению корреспондента “Санкт-Петербургских ведомостей”.



Шанхайские небоскребы впечатляют. Уходящие в поднебесье, удивительно пластичные и разнообразные, они создают образ города, целиком и полностью устремленного в будущее. И пусть в современной жизни Шанхая есть еще место бедности и социальному расслоению – небоскребы словно убеждают: все у нас будет хорошо.



Но петербургскому журналисту в Шанхае небоскребы интересны не только сами по себе. Он еще и напряженно думает о своем собственном городе, где собираются вот-вот начать строить первый небоскреб. Так что же подсказывает Шанхай насчет наших собственных перспектив?



Первое, что подсказывает: небоскребы – это действительно локомотивы экономики. Но не следует ждать от них быстрой отдачи. Даже в небоскребах бурно растущего Шанхая далеко не все площади заняты. Некоторые гиганты строятся, так сказать, впрок – в расчете на будущий спрос. И если мощная китайская экономика этот спрос несомненно обеспечит, то наша (будем честны) демонстрирует пока более скромные успехи.



Второе: небоскребы хороши не по отдельности, а вместе, в группе. Отдельно стоящий небоскреб – словно штырь в болоте. А вот группа создает эффект пластичности, переменчивости, к тому же небоскребы словно переговариваются друг с другом высоко над головами людей. Значит ли это, что на Охте надо строить группу небоскребов? Об этом – следующий пункт.



Третье: старому городу небоскребы ощутимо мешают. Если и строить их в непосредственной близости от исторического центра, надо быть готовым к тому, что акцент сместится именно на небоскребы. Старые шанхайские постройки выглядят сегодня скромными домишками на фоне современных устремленных в небо соседей. Если взглянуть на старые фото набережной реки Хуанпу, разрезающей Шанхай на западную и восточную части, можно увидеть: западная набережная, застроенная домами первой трети XX века, величественно возвышается над рекой. А сегодня эта набережная теряется, сегодня она выглядит бедной родственницей восточного берега, где стоят высотные здания нового поколения.



Готовы ли мы к подобным переменам – к тому, например, что величественный Смольный собор будет казаться маленькой часовенкой близ могучего небоскреба?



Четвертое: не стоит ожидать, что все горожане будут пребывать в полном восторге от роста города ввысь. Даже от шанхайских чиновников (обычно весьма скупых на личные признания) случилось услышать: нынешний триумф небоскребов им не по вкусу, он слишком радикально меняет лицо города. Подобные слова произносили и обычные горожане. Хотя буду объективным: не реже приходилось слышать и слова гордости за новые высотные постройки. Наверное, даже чаще.



Пятое: срок жизни небоскребов не так велик, как у многих более приземистых зданий. Шанхайцы, по их собственному признанию, рассчитывают на 100-летний срок службы небоскребов. (Зимний дворец, вспомним, стоит уже почти 250.) А что делать через сто лет – сносить и строить новые? А если тогда будет экономический кризис, нехватка средств – как прикажете поступать?



К слову сказать, наше и шанхайское понимание небоскребов расходится в одном чисто формальном смысле. Для них высотные здания – это дома выше двенадцати этажей. И когда речь идет о том, что город строит 3000 небоскребов ежегодно, в это число включают прежде всего дома вполне обычного роста. Такие, каких и у нас сегодня хватает. Что же касается небоскребов вполне настоящих, выше 30 этажей, то их в Шанхае ныне более 650.



Самое высокое из нынешних зданий Шанхая – башня Цзинь Мао высотой 420 метров. Но уже строится совсем неподалеку от нее новый небоскреб, который должен башню превзойти – здание Шанхайского мирового финансового центра высотой 492 метра. Появись оно в России, его точно прозвали бы «открывашкой»: форма здания очень напоминает этот полезный в быту предмет. Любопытное дело: два самых высоких здания Шанхая стоят метрах в ста друг от друга. «Почему так близко?» – спросили петербургские журналисты у представителя компании, строящей новый небоскреб. Ответ его был краток: «Так решила партия».



Впечатляет Шанхай – город небоскребов, крупнейший мегаполис Китая, устремленный в будущее. Говорят, именно сюда может переместиться через десяток-другой лет мировой центр принятия финансовых и политических решений. В сотнях шанхайских небоскребов будут тогда обсуждаться судьбы мира.



А каким будет тогда Санкт-Петербург?
Комментарии 0

Популярное по теме