Кто виноват и что делать?
Российские чиновники наконец-то признали тот факт, что проект «Доступное жилье – гражданам России» реализуется совсем не так, как бы им хотелось. Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, выступая на состоявшейся на днях видеоконференции, охарактеризовал его как «самый непростой» из всех национальных проектов. Вот только виновных в этом он готов искать где угодно, но только не в сфере государственной власти. Роль главных саботажников национального проекта полпред отвел строителям. «Спекулятивные интересы строителей сразу проявили себя», — заявил г-н Клебанов. Он не видит реальных оснований для наблюдающегося сегодня стремительного роста цен и считает, что это может серьезно затруднить решение задачи строительства доступного жилья.
На второй позиции саботажников, по мнению полпреда, — банкиры. Оказывается, именно они препятствуют развитию ипотеки, являющейся основным инструментом реализации нацпроекта. Их процентные ставки г-н Клебанов считает слишком высокими. «Банки как будто не доверяют своим гражданам или не научились работать. Им следует быть патриотичнее», — заявил полпред.
Интересно, что чиновники, ответственные за реализацию национального проекта «на местах», оценивают причины его «пробуксовки» совершенно иначе, обвиняя в этом прежде всего федеральный центр.
«Федеральная программа по доступному жилью не учитывает особенностей регионов. Спускаемые «сверху» нормативы нередко не соответствуют реальному положению вещей, а многие из них попросту невыполнимы», — говорит генеральный директор Областного жилищного агентства ипотечного кредитования (ОблЖАИК) Алексей Поляков. Так, Минэкономразвития и Росстрой, осуществляя расчеты стоимости жилья в регионах (от чего зависят объемы как федерального, так и регионального финансирования), оперируют весьма своеобразными цифрами. Так, согласно этим расчетам, стоимость квадратного метра жилой площади в Санкт-Петербурге составляет сегодня 19 200 рублей, а в Ленинградской области – 13 800 рублей. Это почти вдвое меньше реальной рыночной цены. В этой ситуации регионам приходится выбирать: либо расписываться в неспособности обеспечить выполнение спущенной из Москвы «разнарядки» по обеспечению граждан «доступным» жильем, либо изыскивать внутренние финансовые резервы, расплачиваясь за некомпетентность столичных чиновников. И если Ленинградская область еще может себе это позволить, то большинство российских регионов обречены становиться главными виновниками срыва национального проекта.
Поляков также сомневается в эффективности применяемого сегодня механизма государственных гарантий. «Госгарантии — это тупиковый вариант. Нужен госзаказ», — считает он.
Ипотека — не панацея
Главными условиями реализации проекта «Доступное жилье» были объявлены рост объемов строительства и развитие ипотеки. С первым вышла «оплошка». Осталось второе. Теперь именно ипотечное кредитование является единственной соломинкой, за которую может «зацепиться» захлебывающийся нацпроект. «Учитывая рост цен на жилье, его покупка для большинства жителей Петербурга становится невозможна. Выход — в ипотеке», — считает заместитель председателя Жилищного комитета Петербурга Игорь Кокарев. Он напомнил, что в этом году планируется выдать около 7 тысяч кредитов, что почти вдвое превышает показатели прошлого года. «К 2010 году общее количество выданных кредитов должно достичь 60 тысяч», — говорит г-н Кокарев. Параллельно городские власти будут продолжать вкладывать средства в реализацию таких программ, как «Молодежи — доступное жилье» и «Жилье для работников бюджетной сферы». Причем по ряду позиций объем субсидий может быть увеличен вдвое.
У тех, кто реально работает в сфере недвижимости, иное мнение.
«Сегодня ипотека не является инструментом формирования рынка доступного жилья. Существующий объем ипотечных сделок слишком незначителен», — считает генеральный директор АН «Легион-Недвижимость» Максим Чернов. По его словам, продавцы сегодня не хотят иметь дел с покупателями с заемными средствами, предпочитая реализовывать свою недвижимость сразу и за всю сумму. Собственно, ипотека становится крайне невыгодной и рискованной формой приобретения жилья в условиях постоянного роста цен.
Без перспектив
Если говорить об ипотеке, то ее дальнейшее развитие в складывающейся сегодня на рынке ситуации, как ни парадоксально, представляет весьма серьезную угрозу для реализации нацпроекта. Судите сами. С одной стороны, мы имеем сокращение объемов строительства, с другой — постоянно растущий спрос. Как следствие, растут и цены. Увеличение количества выданных ипотечных кредитов еще больше повышает спрос и подстегивает цены. Таким образом, ипотека перестает быть рычагом обеспечения доступности жилья, трансформируясь в фактор, стимулирующий его недоступность. Интенсивное развитие ипотеки только продлит сроки ценового «бума», прогнозировать остановку которого сегодня не берется ни один эксперт. Так что «высокие», по мнению г-на Клебанова, банковские ставки (которые на самом деле лишь отображают темпы инфляции), являются скорее благом для реализации нацпроекта.
Обвинять строителей в «саботаже» и «спекуляции» можно лишь при условии недостаточной информированности о реальном положении дел в отрасли. Именно государство в лице правительственных чиновников и депутатов Госдумы сделало все для того, чтобы «подорвать» стройиндустрию. Пакет жилищных законов, и, прежде всего, пресловутый закон о «долевке» привели к тому, что многие стройфирмы либо ушли с рынка, либо были вынуждены сократить объемы своей работы. Как следствие, по всей России сегодня наблюдается устойчивое снижение объемов строительства. И пока ничто не указывает на то, что ситуация изменится к лучшему. Если власть хочет, чтобы строили больше, значит, нужно создать такие условия, при которых строить будет выгодно. Например, упростить процедуру предоставления земельных участков, предусмотрев ряд различных льгот. Кроме того, бюджет должен вкладывать больше средств в инженерную подготовку территорий. Достаточно сказать, что в рамках реализации проекта «Доступное жилье» федеральный бюджет выделил в этом году Ленинградской области средства, которых хватит на оплату… 10 процентов работ по инженерной подготовке территорий, на которых планируется строительство «доступного» жилья. Понятно, что с такими темпами реализация нацпроекта растянется не то что на годы, а на десятилетия. Впрочем, в правительстве, похоже, к этому готовы. «Так как временные рамки нацпроектов не определены, то сроки их реализации могут быть достаточно продолжительными», — говорит Клебанов.
Похоже, что национальный проект «Доступное жилье» все больше теряет реальные очертания и рискует трансформироваться из государственной программы в банальный популистский лозунг, который ничем не подкреплен. Во всяком случае, на сегодняшний день дальше разговоров дело не идет. А учитывая реальную ситуацию на рынке, и не пойдет.
На второй позиции саботажников, по мнению полпреда, — банкиры. Оказывается, именно они препятствуют развитию ипотеки, являющейся основным инструментом реализации нацпроекта. Их процентные ставки г-н Клебанов считает слишком высокими. «Банки как будто не доверяют своим гражданам или не научились работать. Им следует быть патриотичнее», — заявил полпред.
Интересно, что чиновники, ответственные за реализацию национального проекта «на местах», оценивают причины его «пробуксовки» совершенно иначе, обвиняя в этом прежде всего федеральный центр.
«Федеральная программа по доступному жилью не учитывает особенностей регионов. Спускаемые «сверху» нормативы нередко не соответствуют реальному положению вещей, а многие из них попросту невыполнимы», — говорит генеральный директор Областного жилищного агентства ипотечного кредитования (ОблЖАИК) Алексей Поляков. Так, Минэкономразвития и Росстрой, осуществляя расчеты стоимости жилья в регионах (от чего зависят объемы как федерального, так и регионального финансирования), оперируют весьма своеобразными цифрами. Так, согласно этим расчетам, стоимость квадратного метра жилой площади в Санкт-Петербурге составляет сегодня 19 200 рублей, а в Ленинградской области – 13 800 рублей. Это почти вдвое меньше реальной рыночной цены. В этой ситуации регионам приходится выбирать: либо расписываться в неспособности обеспечить выполнение спущенной из Москвы «разнарядки» по обеспечению граждан «доступным» жильем, либо изыскивать внутренние финансовые резервы, расплачиваясь за некомпетентность столичных чиновников. И если Ленинградская область еще может себе это позволить, то большинство российских регионов обречены становиться главными виновниками срыва национального проекта.
Поляков также сомневается в эффективности применяемого сегодня механизма государственных гарантий. «Госгарантии — это тупиковый вариант. Нужен госзаказ», — считает он.
Ипотека — не панацея
Главными условиями реализации проекта «Доступное жилье» были объявлены рост объемов строительства и развитие ипотеки. С первым вышла «оплошка». Осталось второе. Теперь именно ипотечное кредитование является единственной соломинкой, за которую может «зацепиться» захлебывающийся нацпроект. «Учитывая рост цен на жилье, его покупка для большинства жителей Петербурга становится невозможна. Выход — в ипотеке», — считает заместитель председателя Жилищного комитета Петербурга Игорь Кокарев. Он напомнил, что в этом году планируется выдать около 7 тысяч кредитов, что почти вдвое превышает показатели прошлого года. «К 2010 году общее количество выданных кредитов должно достичь 60 тысяч», — говорит г-н Кокарев. Параллельно городские власти будут продолжать вкладывать средства в реализацию таких программ, как «Молодежи — доступное жилье» и «Жилье для работников бюджетной сферы». Причем по ряду позиций объем субсидий может быть увеличен вдвое.
У тех, кто реально работает в сфере недвижимости, иное мнение.
«Сегодня ипотека не является инструментом формирования рынка доступного жилья. Существующий объем ипотечных сделок слишком незначителен», — считает генеральный директор АН «Легион-Недвижимость» Максим Чернов. По его словам, продавцы сегодня не хотят иметь дел с покупателями с заемными средствами, предпочитая реализовывать свою недвижимость сразу и за всю сумму. Собственно, ипотека становится крайне невыгодной и рискованной формой приобретения жилья в условиях постоянного роста цен.
Без перспектив
Если говорить об ипотеке, то ее дальнейшее развитие в складывающейся сегодня на рынке ситуации, как ни парадоксально, представляет весьма серьезную угрозу для реализации нацпроекта. Судите сами. С одной стороны, мы имеем сокращение объемов строительства, с другой — постоянно растущий спрос. Как следствие, растут и цены. Увеличение количества выданных ипотечных кредитов еще больше повышает спрос и подстегивает цены. Таким образом, ипотека перестает быть рычагом обеспечения доступности жилья, трансформируясь в фактор, стимулирующий его недоступность. Интенсивное развитие ипотеки только продлит сроки ценового «бума», прогнозировать остановку которого сегодня не берется ни один эксперт. Так что «высокие», по мнению г-на Клебанова, банковские ставки (которые на самом деле лишь отображают темпы инфляции), являются скорее благом для реализации нацпроекта.
Обвинять строителей в «саботаже» и «спекуляции» можно лишь при условии недостаточной информированности о реальном положении дел в отрасли. Именно государство в лице правительственных чиновников и депутатов Госдумы сделало все для того, чтобы «подорвать» стройиндустрию. Пакет жилищных законов, и, прежде всего, пресловутый закон о «долевке» привели к тому, что многие стройфирмы либо ушли с рынка, либо были вынуждены сократить объемы своей работы. Как следствие, по всей России сегодня наблюдается устойчивое снижение объемов строительства. И пока ничто не указывает на то, что ситуация изменится к лучшему. Если власть хочет, чтобы строили больше, значит, нужно создать такие условия, при которых строить будет выгодно. Например, упростить процедуру предоставления земельных участков, предусмотрев ряд различных льгот. Кроме того, бюджет должен вкладывать больше средств в инженерную подготовку территорий. Достаточно сказать, что в рамках реализации проекта «Доступное жилье» федеральный бюджет выделил в этом году Ленинградской области средства, которых хватит на оплату… 10 процентов работ по инженерной подготовке территорий, на которых планируется строительство «доступного» жилья. Понятно, что с такими темпами реализация нацпроекта растянется не то что на годы, а на десятилетия. Впрочем, в правительстве, похоже, к этому готовы. «Так как временные рамки нацпроектов не определены, то сроки их реализации могут быть достаточно продолжительными», — говорит Клебанов.
Похоже, что национальный проект «Доступное жилье» все больше теряет реальные очертания и рискует трансформироваться из государственной программы в банальный популистский лозунг, который ничем не подкреплен. Во всяком случае, на сегодняшний день дальше разговоров дело не идет. А учитывая реальную ситуацию на рынке, и не пойдет.
Комментарии 0