Инфраструктура для логистики
В конце июля президент Ассоциации строителей России (АСР) Николай Кошман заявил, что "после того как на Черноморском побережье закончится курортный сезон, с октября и по апрель транспортным организациям придётся работать круглосуточно, чтобы завезти в Сочи песок, щебень и другие стройматериалы" .
По мнению главы АСР, «авральный» режим работы вызван отсутствием на юге России необходимой логистической инфраструктуры.Данная проблема является исключительно острой не только для «стройки века», но и едва ли не для всех отраслей экономики. «Известно, что логистическая инфраструктура, портовые, элеваторные мощности отнюдь не всегда способны «переварить» необходимое количество произведённого урожая, тем более - обеспечить его своевременную доставку потребителям», - заявил президент России Дмитрий Медведев на открытии Всемирного зернового форума в Санкт-Петербурге в июне этого года .
В результате хорошие урожаи становятся в России едва ли не «бедой»: зерно просто негде хранить. Отсутствие качественной и продуманно расположенной инфраструктуры приводит к росту транспортной составляющей в стоимости товара, неконкурентоспособности российских производителей на мировом рынке.
Для некоторых отраслей экономики, например, металлургии, логистические проблемы являются системными. «Проблема российской металлургии, не менее важная, чем необходимость модернизации производства, – проблема логистики. Большинство металлургических заводов строилось не по принципу близости к рынкам сбыта, а на площадках, наименее досягаемых для самолетов предполагаемого противника», - считает Михаил Родионов, заместитель генерального директора информационно-аналитической группы Rusmet .
Экономический кризис может только осложнить ситуацию с нехваткой современной инфраструктуры: девелоперы «замораживают» свои проекты, хотя спрос на них есть. «Складской рынок - самый молодой из всех рынков коммерческой недвижимости, и он еще будет переживать бурный рост. В качественных складах сейчас нуждаются, несмотря на общий спад экономики», - уверен Егор Дорофеев, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости консалтинговой компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko .
«В результате падения оборотов вырос спрос на современные склады более «мелкой нарезки», - отмечает Сергей Чернышев, генеральный директор компании Ruukki, европейского поставщика решений из металла для строительства и машиностроения. – Для их возведения (в среднем на это уходит три месяца) широко используются быстровозводимые металлоконструкции. Когда экономика начнет расти, уже имеющийся объект можно будет расширить и добавить к нему новые площади».
Но даже в нынешних условиях бизнес готов вкладывать огромные деньги в крупные терминалы. Например, ОАО «РЖД» в начале лета заявило о намерении построить по всей России 35–40 терминально–логистических центров.
А пока одной из наиболее сложных экономических проблем страны остается отсутствие необходимой логистической инфраструктуры. Ее развитие позволит не только решить внутренние проблемы, но и превратить Россию в «мост» между Европой и Азией, привлекая огромные потоки грузов.