Баланс качества продукта и внутренней экономики поможет девелоперам пережить кризис
События, связанные с пандемией существенно повлияет на спрос, он неминуемо будет снижаться. Во-первых, это связано с падением доходов граждан, во-вторых, с падением цен на нефть. Этот факт не может, не отразится и на строительном рынке.
Как девелоперам пережить эти непростые времена рассказывает Юрий Грудин, генеральный директор компании Formula City, председатель оргкомитета конкурса «Доверие потребителя рынка недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области» :
Сегодня девелоперу важно найти баланс между качественным продуктом, который будет пользоваться спросом, и внутренней экономикой. Ранее, пока рынок рос, было много игроков, которые недостаточно уделяли внимание таким компетенциям, и мы сталкивались с проблемами недостроев и обманутых дольщиков. Это было повсеместно.
После падения спроса строительным компании необходимо научится балансировать между форматом, ценой, ответом потребителю, собственными компетенциями и финансово-экономическими показателями проектов. И здесь не имеет значения это крупные, средние или мелкие компании, в выигрыше останутся те, кто сосредоточится на сбалансированной экономике конкретных проектов. Важен здравый смысл и наличие компетенций.
Я считаю, что девелоперам сейчас нужно сфокусироваться на 3-х основных направлениях. Первое - это клиенты, которые дают cash поток. Это наиболее значимый вопрос, здесь нужно работать на удержание и приобретение новых клиентов. Второе - это собственный баланс финансово-экономических показателей. Нужно думать о том, как оптимизировать и сбалансировать экономику того или иного девелоперского проекта. Третье - нужно сфокусироваться на отношениях со своими бизнес партнерами, которые значительно влияют на проект. В девелопменте - это власть, это контрагенты и поставщики материалов. Это бизнес окружение, которые формируют постоянные издержки и перемены. Поэтому здесь важно пересмотреть все эти отношения и найти правильный баланс.
Кроме этого, сегодня особо остро встает вопрос автоматизации, с помощью которой можно дать потребителям более доступные и простые способы приобретения недвижимости. Пандемия закончится, но потребительские тренды останутся. Потребители уже не захотят во многих областях контактировать напрямую. И здесь важно развивать автоматизацию в отношении с клиентом, в отношении собственных бизнес процессов и отношениях с поставщиками. Автоматизация девелоперского и строительного рынка у нас достаточно низкая. Во всем мире она колеблется на уровне 12- 15 %. Автоматизация дает сокращение издержек на персонал, на ручной труд и возможность получения достоверных данных для принятия решения. Это касается сроков и графиков строительства, экономики проекта и бизнес-процессов, которыми можно управлять с помощью автоматизации более эффективно.