Железное гостеприимство

Исторический центр Петербурга стремительно теряет такой атрибут городского интерьера, как старые входные двери. Как их сохранить? Или туповато-бесхитростные, зато прочные железные двери - ответ нашей эпохи узорно-точеному украшательству былых времен?

Об этом шла речь на «круглом столе» в Музее истории города.

Поводом к нему послужила выставка двух архитекторов - Елены Батыгиной и Елены Шаровой, выставивших на обозрение горожан многочисленные фото ухоженных дверей и порталов европейских городов, в основном Италии и Англии. Петербургскую натуру демонстрировать не стали, поскольку, чтобы увидеть ее состояние, далеко ходить не надо: Петроградская сторона изобилует диковатым стилистическим смешением. В знаменитом доме 1-го Страхового общества (Каменноостровский, 26-28) едва ли не все двери на парадном фасаде разные. Подобная картина - в реконструированном доме на Большом пр.,79. Диковато выглядит современная дверь в парадной модернового «дома с башнями» на пл. Льва Толстого. Куда исчезли «родные» двери - не знает никто.

По самым приблизительным подсчетам специалистов, в рядовой исторической застройке на каждую старую дверь приходится десяток новых. Процесс их замены уже принял лавинообразный характер.

Кто виноват?

«Культура оформления входа во многом говорит о культуре городского сообщества, о стабильности общес-тва, - уверена Елена Козырева, специалист КГА. - Приходится признать, что сейчас мы переживаем полную деградацию». Начальник отдела проектирования выставок Музея истории Санкт-Петербурга Мария Макогонова поддерживает: «Вы знаете, что только в Петербурге существовал такой термин – «парадная». Сейчас мы переживаем их окончательное разрушение и превращение в подъезды».

Главный специалист

КГИОП Елена Ломакина видит в происходящем несколько причин. Решая проблему безопасности, граждане, а часто и муниципальные депутаты за свой счет, без всяких согласований устанавливают в подъездах металлические двери, а старые выбрасывают на помойку. Мария Макогонова подтверждает: «Как-то я сама обнаружила на помойке историческую дверь. Так и шла домой: в одной руке сумка с продуктами, другой дверь волоку. Сначала домой, потом в музей». При этом признает: «В нашем доме мы сами за свой счет установили металлическую дверь. Слава богу, теперь у нас в подъезде не ночуют бомжи и алкоголики». Хотя, конечно, музейный работник осознает, что историческая дверь дому куда больше под стать, но «родную» уже давно кто-то выломал, и подъезд многие годы стоял открытым настежь.

Другая проблема - бурное коммерческое освоение подвалов и первых этажей. По словам Елены Ломакиной, редкий собственник или арендатор не стремится проявить свою вкусовую индивидуальность. При этом частенько профессионализм архитектора, который проектирует новую дверь, оставляет желать лучшего. Архивными материалами, обмерными чертежами старых дверей пользуются единицы. При этом случается, что в КГИОП заказчик согласовывает «правильный» проект, а по факту на входе красуется белая металлопластиковая дверь.

Что делать?

«Но ведь комитет вправе потребовать демонтажа», - уверена архитектор Елена Батыгина. Но, оказывается, не все так просто. Сотрудники КГИОП признаются, что в ходе фасадной программы прошлого года предполагалось на нескольких домах снять металлические двери и заменить их на выполненные по историческим чертежам. Но граждане выходили отбивать свое имущество разве что не с ружьями! Теоретически Кодекс об административной ответственности дает чиновникам право штрафовать пользователей за нарушение проекта при работе с памятниками или со зданиями в пределах охранной зоны. Но это не более чем декларация. На ее выполнение мало того, что физически не хватит штатных сотрудников, - вопрос собственной безопасности для потенциальных взимателей штрафов весьма актуален.

Определенные надежды возлагались на новый регламент содержания фасада, который КГИОП готовил вместе с Жилищным комитетом. Но его утверждение застопорилось: юридическое управление уверено, что в Петербурге хватает механизмов для достойного поддержания облика фасадов в старом городе. Но что-то не получается.

«Несколько лет назад КГИОП включил в свою адресную программу реставрацию нескольких ворот и балконов в жилых домах, - рассказывает главный специалист отдела декоративно-прикладного искусства КГИОП Борис Калиничев. - Но уже на следующий год нам запретили это делать, поскольку это прерогатива жилищного ведомства. Реставрация только одной двери требует несколько сотен тысяч рублей - таких денег у города нет».

Демонтировать все

Откровенно признать, что в Петербурге нет возможности сохранить старые двери на рядовых исторических зданиях, пока еще мало кто готов. Хотя, положа руку на сердце, соглашаются, что единственный способ их сберечь - тщательно обмерить, демонтировать и отправить на хранение в Музей истории города. Там, кстати, гордятся своим опытом спасения фрагментов ДПИ, в том числе и дверей, в эпоху варварских капремонтов 1970-1980-х годов. Тогда в музее была целая бригада, которая работала на «капиталке», то есть выезжала по указанному адресу и демонтировала все, что могла. «Сейчас складывается интересная ситуация, - комментирует директор Музея истории Санкт-Петербурга Борис Аракчеев. - У зданий, прошедших капремонт, появляются новые хозяева. Интересуясь историей своих владений, они приходят к нам и обнаруживают предметы из этих домов. Мы стараемся все-таки ничего не отдавать, а новым собственникам предлагаем сделать копию».

Но сегодня таких бригад у музея нет, не налажен поток информации о ведущихся в городе работах по реконструкции, а то и сносу. Даже если и есть такие сведения, все равно никаких прав на подобную деятельность у музея нет. В частности, в коллекцию не попало ни одного предмета из снесенного ДК 1-й Пятилетки. Кому достался его декор: бывшим владельцам, помойке, антикварным лавкам или частным коллекциям - тайна за семью печатями. Кто-то рассказывал, что люстру из «1-й Пятилетки» видели в одном из магазинов. А знакомый декоратор интерьеров признавался как-то, что заказал себе пару маскаронов с фасада. Старые, траченные временем, солью и петербургской непогодой двери прельстят редкого антиквара. Вот и гибнут на помойках. А «самый красивый город Европы» демонстрирует нам всем железное гостеприимство.
Комментарии 0

Популярное по теме

VIP