Роман Филимонов: у власти нет волшебной таблетки
Председатель Комитета по строительству Роман Филимонов - о проблемах в жилищном строительстве и о том,чем власть может помочь дольщикам и девелоперам.
– В Петербурге проблемных объектов и обманутых дольщиков больше или меньше, чем в Москве?
– По нашей оценке, в Петербурге таких ситуаций (с учетом объема рынка) существенно меньше. Но даже если есть один обманутый дольщик - это уже проблема. Это темное пятно для любого строительного сообщества.
– По срокам: в 2003-2004 годах компании на проектирование отводилось 6 месяцев, на строительство - два года. Сроки нереальные. Получается, что те, кто на них соглашался, - заведомые нарушители?
– Да, это были жесткие сроки, но потом они были изменены. Мы пересмотрели условия типового договора. Более того - при продлении сроков по старым договорам мы учитываем, что время проектирования может быть увеличено до 9 месяцев.
Продление возможно, когда другие сроки можно обосновать объективно, а не просто пожеланием застройщика. Или аргументом, что у него нет денег сегодня, а будут только через три месяца. Или у него нет проектной организации.
Мы подходим к каждой компании индивидуально. У фирмы могли возникнуть и объективные причины для задержки по срокам. Например, на участке оказался недобросовестный арендатор. Срок договора у него истек, а он не собирается освобождать площадку, вступает в судебные разбирательства. В суде проиграет, но время-то будет упущено. Другая распространенная причина - непредвиденные трудности с инженерным обеспечением…
– Есть случаи, когда из-за изменений в СНиПах строители несколько месяцев не могут получить новые ТУ. А по старому проекту у них дом не примут…
– Есть такая проблема, она связана только с одним монополистом – «Ленэнерго».
Если изменились ТУ, поменялась категорийность энергоснабжения, то новые ТУ от монополиста получить можно, но это все равно потребует времени и дополнительных затрат.
Однако главный фактор - это недофинансирование со стороны застройщика.
– Бывают ситуации, когда требуется вмешательство власти, использование административного ресурса?
– Административный ресурс, безусловно, используется, но только в рамках закона.
– Недавно случился скандал с компанией «Жилстройинвест», есть серьезные трудности у фирмы «КОПстройсервис», называют еще несколько фирм, оказавшихся в критической ситуации… Что может сделать администрация, чтобы помочь им?
– С точки зрения прямого вмешательства - ничего. Нет никакой универсальной волшебной таблетки. Каждый случай индивидуален. Надо разобраться, как и почему возникли проблемы… Если решение проблемы упирается в нехватку оборотных средств - административный ресурс позволяет привлечь к переговорам банки. И они уже на коммерческой основе договариваются со строителями о кредитах для покрытия кассовых разрывов. Если дело в плохом менеджменте - надо оградить клиентов такой компании от последствий ошибок, уменьшить ее влияние на рынок, минимизировать ущерб.
– Изменения рыночной ситуации: стагнация, падение спроса и т.д. - может быть основанием для пересмотра условий инвестдоговора?
– Безусловно, нет. Это коммерческие риски застройщика. И нормальная фирма с нормальным уровнем экономического планирования предвидит их. Тем не менее мы выпустили несколько постановлений правительства, позволяющих скорректировать ситуацию, учесть изменения инвестиционного климата. Например, возможность рассрочки платежей за инфраструктуру и другие облегчения. Эти нововведения касались всех, а не каких-то отдельных компаний.
– В Петербурге проблемных объектов и обманутых дольщиков больше или меньше, чем в Москве?
– По нашей оценке, в Петербурге таких ситуаций (с учетом объема рынка) существенно меньше. Но даже если есть один обманутый дольщик - это уже проблема. Это темное пятно для любого строительного сообщества.
– По срокам: в 2003-2004 годах компании на проектирование отводилось 6 месяцев, на строительство - два года. Сроки нереальные. Получается, что те, кто на них соглашался, - заведомые нарушители?
– Да, это были жесткие сроки, но потом они были изменены. Мы пересмотрели условия типового договора. Более того - при продлении сроков по старым договорам мы учитываем, что время проектирования может быть увеличено до 9 месяцев.
Продление возможно, когда другие сроки можно обосновать объективно, а не просто пожеланием застройщика. Или аргументом, что у него нет денег сегодня, а будут только через три месяца. Или у него нет проектной организации.
Мы подходим к каждой компании индивидуально. У фирмы могли возникнуть и объективные причины для задержки по срокам. Например, на участке оказался недобросовестный арендатор. Срок договора у него истек, а он не собирается освобождать площадку, вступает в судебные разбирательства. В суде проиграет, но время-то будет упущено. Другая распространенная причина - непредвиденные трудности с инженерным обеспечением…
– Есть случаи, когда из-за изменений в СНиПах строители несколько месяцев не могут получить новые ТУ. А по старому проекту у них дом не примут…
– Есть такая проблема, она связана только с одним монополистом – «Ленэнерго».
Если изменились ТУ, поменялась категорийность энергоснабжения, то новые ТУ от монополиста получить можно, но это все равно потребует времени и дополнительных затрат.
Однако главный фактор - это недофинансирование со стороны застройщика.
– Бывают ситуации, когда требуется вмешательство власти, использование административного ресурса?
– Административный ресурс, безусловно, используется, но только в рамках закона.
– Недавно случился скандал с компанией «Жилстройинвест», есть серьезные трудности у фирмы «КОПстройсервис», называют еще несколько фирм, оказавшихся в критической ситуации… Что может сделать администрация, чтобы помочь им?
– С точки зрения прямого вмешательства - ничего. Нет никакой универсальной волшебной таблетки. Каждый случай индивидуален. Надо разобраться, как и почему возникли проблемы… Если решение проблемы упирается в нехватку оборотных средств - административный ресурс позволяет привлечь к переговорам банки. И они уже на коммерческой основе договариваются со строителями о кредитах для покрытия кассовых разрывов. Если дело в плохом менеджменте - надо оградить клиентов такой компании от последствий ошибок, уменьшить ее влияние на рынок, минимизировать ущерб.
– Изменения рыночной ситуации: стагнация, падение спроса и т.д. - может быть основанием для пересмотра условий инвестдоговора?
– Безусловно, нет. Это коммерческие риски застройщика. И нормальная фирма с нормальным уровнем экономического планирования предвидит их. Тем не менее мы выпустили несколько постановлений правительства, позволяющих скорректировать ситуацию, учесть изменения инвестиционного климата. Например, возможность рассрочки платежей за инфраструктуру и другие облегчения. Эти нововведения касались всех, а не каких-то отдельных компаний.
Комментарии 0