Юнис Лукманов: люди не понимают, что за квартиру нужно платить

В 2005 году петербургское ЖКХ пережило серьезные реформы, которые наконец сдвинули с места не решавшиеся годами проблемы. Изменилась система управления городским жилищным хозяйством, на рынке жилищных услуг появляется все больше частных компаний. Главным событием года для жилкомхоза стало вступление с 1 марта в силу Жилищного кодекса РФ.

О том, какие новые возможности в сфере ЖКХ открыл этот документ, а также какие проблемы он поставил перед жилищниками, рассказывает председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов.

– Юнис Халитович, с какими трудностями прежде всего столкнулся комитет с вступлением в силу нового Жилищного кодекса?

– Самая большая проблема - это, конечно же, формирование нормативного поля, которое позволило бы в полной мере реализовать положения Жилищного кодекса. К сожалению, на федеральном уровне необходимые нормативные акты - а их должно было быть около 30 - практически не принимаются. Мы же приняли несколько законов, еще ряд находится на рассмотрении в Законодательном собрании. Кроме того, сейчас подготовлен законопроект «О жилищной политике в Санкт-Петербурге». Это будет основной городской закон в жилищной сфере. Он содержит несколько новых статей. Например, о продаже и обмене жилья. Внести эти положения было необходимо, чтобы расширить возможности горожан по улучшению их жилищных условий. Закон этот сложный, поэтому рассмотрение его в парламенте займет, думаю, около месяца. Он уже одобрен правительством Петербурга и, надеюсь, в феврале 2006 года будет принят ЗС. После этого мы сможем сказать, что наш регион сделал все от него зависящее, чтобы привести свои нормативные акты в соответствие с новым Жилищным кодексом.

Нельзя обойти такую проблему, как готовность населения к некоторым новшествам, предусмотренным кодексом. Прежде всего, это касается определения формы управления многоквартирным домом. Люди привыкли к тому, что они ни за что не отвечают, что все решают за них. Это одна из причин той сложной ситуации, которую мы сегодня имеем в ЖКХ. Вторая причина, и журналисты об этом знают, наверное, лучше меня, - это постоянный недоремонт жилищного хозяйства в течение последних 20-25 лет. Если вспомнить, что Ленинград в советские годы, к сожалению, финансировался по областным нормативам, то станет понятно, почему Москва так бурно развивается с точки зрения финансирования жилищного хозяйства, а у нас такие серьезные сложности. Поэтому мы активно вовлекаем в процесс реформирования ЖКХ инвесторов. Например, разработали программу модернизации и совершенствования учета тепла. В этом году началась установка приборов учета тепла в жилых домах, до конца года их поставят около 500 в разных районах.

– Как будет финансироваться эта программа?

– Мы создали механизм, позволяющий расплатиться за покупку и монтаж оборудования за счет сэкономленного ресурса по теплу. Те 500 счетчиков, которые смонтируют в этом году, оплатят инвесторы. Сейчас мы разрабатываем несколько программ с серьезными инвесторами, чтобы эту работу продолжить и распространить на все районы. В целом потребуется установить свыше 20 тыс. приборов учета. Оперативнее всех работает Адмиралтейский район. Кировский тоже заявил, что до конца года установит 70 приборов учета. Есть подвижки в Центральном районе. К сожалению, некоторые районы работают не так эффективно, как хотелось бы.

– Сколько времени потребуется, чтобы оснастить счетчиками тепла весь городской жилищный фонд?

– Года три. Но за счет инвестиционного механизма приборы учета можно установить только там, где есть возможность сэкономить тепло. Для этого дом должен быть в хорошем состоянии. А если он старый? А если это «хрущевка»? Мы туда поставим приборы и получим убытки из-за потери тепла через холодные стены, плохие окна. Поэтому здесь об инвесторах говорить не приходится.

– Как же быть в таких случаях?

– Будем привлекать бюджетные средства. Приборы учета позволят нам точно знать об утечках, и тогда мы сможем заниматься их ликвидацией. Ведь ресурсосбережение - это не только установка оборудования. Это утепление окон, стен, санация, обнаружение и устранение протечек. Это, в конце концов, экономия ресурса со стороны самих жителей. Когда горожане начнут платить за тепло или воду в зависимости от показаний прибора, они не будут держать кран открытым, пока бегают на кухню или смотрят телевизор.

Впоследствии мы запустим аналогичные программы по остальным услугам, которые предоставляют монополисты. В ближайшее время начнем реализовать программу по установке счетчиков потребления воды в Адмиралтейском и Приморском районах.

Правда, не всем монополистам это нравится. Вы знаете, как относится, например, «Ленэнерго» к установке приборов. Им учет не нужен. Более того, они даже не соблюдают лимиты теплоотпуска, принятые городским правительством. А жилищники вынуждены были оплачивать эти сверхлимитные поставки. Сейчас губернатор жестко запретила это.

– Эти программы касаются по большей части жилья, принадлежащего городу. А вот товарищества собственников жилья (ТСЖ) должны сами следить за состоянием своих домов. Такая перспектива пугает многих граждан, и они не хотят создавать ТСЖ. Правда, есть и те, кто, услышав высказанное в этом году губернатором обещание ремонтировать за счет городского бюджета только дома ТСЖ, поспешили зарегистрировать товарищества и теперь ждут ремонта.

– Вы передергиваете слова губернатора. Она не могла так сказать.

– К нам в редакцию часто звонят люди и говорят, что к ним приходят чиновники из районных администраций, агитируют за создание ТСЖ и обещают, что после этого в доме начнется ремонт.

– Значит, вы и эти люди неправильно поняли мысль губернатора. Я никогда такого не слышал. Вы первая, кто так трактует эту идею. Валентина Ивановна говорила, что мы будем включать в адресные программы капитального ремонта в первую очередь дома ТСЖ. Именно в первую очередь.

Но люди могут и не создавать ТСЖ, а выбрать другую форму управления. Однако, как показывает практика, ТСЖ наиболее эффективны. Создание товарищества означает: жители уже не каждый по отдельности, и вместе они сила. Не только потому, что их общий голос в сто раз громче, чем голос одного человека, и его лучше услышит чиновник. ТСЖ может заявить городу: мы установили металлическую дверь и домофон - отремонтируйте у нас наконец лестницу.

ТСЖ - это еще и серьезные выгоды: можно сдавать в аренду помещения в доме, реконструировать мансарды или чердаки. Члены товарищества могут договориться чаще убирать лестничную клетку, собирая на это дополнительные средства. Или наоборот, они могут совсем не платить за уборку, а наводить порядок сами. Я вообще за то, чтобы лестницы мыли сами жильцы, а из счетов-квитанций исключили эту услугу. Потому что, если они сами убирают, они не будут там мусорить или спросят с тех, кто это делает, потому что, как правило, это соседи или дети соседей.

Но при этом у многих возникает беспокойство: мы создадим ТСЖ - и город сразу бросит нас. Но мы, наоборот, в первую очередь будем заниматься домами ТСЖ, потому что вложенные туда деньги не являются бросовыми. Если мы в доме, где нет металлической двери с домофоном, ремонтируем лестницы, лифт, то через полгода там опять будет все разбито, а лифтовое оборудование - расхищено. Вставим стекла летом - к зиме их уже не будет. Да еще и рамы унесут. А если создадут ТСЖ, то эти 50-60% бросовых средств на текущее содержание и ремонт в итоге будут сэкономлены.

И еще один момент. ТСЖ передается дом с дефектной ведомостью. На ее основании товарищество может потребовать ликвидации недоремонта за прошлые годы. Это очень важный аспект: город не бросает дом, дефектная ведомость подписана его представителем.

– Созданные в этом году ТСЖ уже включены в программы ремонта на 2006 год?

– Конечно. Причем многие ТСЖ сами выполняют ряд ремонтных работ. Они говорят: уважаемый город, мы запланировали ремонт в подвале, будьте любезны, включите нас в программу. Это уже не просто просьба, а партнерство. И ТСЖ будет приятно создавать в доме комфорт. Кому-то ближе вопросы инженерии, кто-то решит привести в порядок подвал, сдать его в аренду и получить дополнительный доход. Или наоборот: сдать в аренду тому, кто приведет его в порядок. Делают и по-другому. Например, в одном дворе в переулке Пирогова поставили теннисные и бильярдные столы, сделали своеобразный красный уголок для жителей этого двора. И это в итоге еще больше объединило людей, в первую очередь детей.

– ТСЖ - это не только большие возможности, но и ответственность. Многие боятся, что им придется гасить долги соседей-неплательщиков.

– Да, люди нам часто говорят: мы создадим ТСЖ, и вы на нас повесите неплательщиков. Да не повесим мы их на вас! Неплательщики, которые были до создания ТСЖ, - это наши проблемы. А разбираться с долгами, возникшими уже в ТСЖ, можно поручить управляющей компании, которую товарищество наймет для обслуживания дома. Она будет взыскивать с них деньги, судиться.

Люди никак не могут понять, что за жилищно-коммунальные услуги нужно платить. На сегодня общий долг граждан по этим платежам - около 4 млрд. руб. И это не позволяет нам выйти на рыночные отношения в сфере ЖКХ. Жилкомсервисы не могут из-за такого объема неплатежей напрямую заключить договоры с монополистами. Мы вынуждены заключать их через ГУ ЖА. Иначе жилкомсервисы просто обанкротятся.

Мы вовсе не хотим объявлять войну должникам, в чем меня часто обвиняют. Мы просто хотим собрать то, что люди обязаны заплатить. Когда жилищники обращаются в суд, граждане гасят долги. Но это же не значит, что платить нужно только по суду. Давайте тогда так: мы будем обслуживать жилье только после того, как горожане подадут на нас иск. Нельзя же доводить ситуацию до абсурда.

Кто-то говорит, что выселение - это неадекватное наказание для неплательщиков. Но эта мера предусмотрена Жилищным кодексом.

– В Жилищном кодексе говорится только о том, что делать с неплательщиками, занимающими жилье по соцнайму. А про собственников только сказано, что если они не платят за квартиру, то на них налагается взыскание в виде пеней. Но что делать с должниками, которые не платят ни квартплату, ни пени?

– Для этого есть Гражданский кодекс. В нем предусматривается, что в таких случаях можно арестовывать имущество неплательщика. И это уже делалось у нас в городе. Сегодня мы отрабатываем новые технологии работы с неплательщиками. Если услуги телевизионного вещания включены в единую квитанцию и она не оплачивается, будем отключать телевещание. Будем отключать воду. Но не всему дому, а конкретным жильцам. Добросовестные граждане не должны из-за них страдать. Газ ведь уже отключают неплательщикам в тех случаях, где есть техническая возможность. И платежи пошли после этого.

– Я так понимаю, проблема неплательщиков будет решаться не один год. Какие еще задачи стоят перед Жилищным комитетом на ближайшее будущее?

– Будем работать над увеличением роли районных администраций и даже муниципальных советов в реформировании жилищного хозяйства. Те, кто принимает решения по этим вопросам, должны быть ближе к населению. И на эту роль лучше всего подходят муниципальные советы.

Еще одно направление - более упорядоченная работа по ресурсосбережению. Со следующего года некоторые монополисты будут заключать прямые договоры с горожанами. Есть уже договоренности с «Петербургрегионгазом».

Поменяем систему управления утилизацией твердых бытовых отходов. Будет создана некоммерческая управляющая компания, а также четкая база данных по всем предприятиям, которые производят мусор.
Комментарии 0

Популярное по теме