Итоги работы «строительного блока» правительства Петербурга

Последние два года характеризуются как период серьезных преобразований в строительной отрасли, внесших коррективы в работу «строительного» блока городской администрации. Именно за этот период были сделаны последовательные и значительные шаги вперед по всем направлениям деятельности блока.

В августе 2003 года строительным сообществом города был подготовлен документ Предложения будущему Губернатору Санкт-Петербурга, в котором были отражены основные проблемы, существующие в отрасли, и предложения бизнес-сообщества по их преодолению. Менее чем через два месяца после этого приступила к работе Губернатор города Валентина Ивановна Матвиенко, буквально с первых дней работы обозначив понимание ситуации и готовность работать в тесном взаимодействии с бизнесом.

В Предложениях будущему губернатору были определены шесть основных блоков, работа по которым, по мнению петербургских строителей, необходима в первую очередь. Речь шла об инженерной подготовке территорий, системе выделения земельных участков, взаимодействии строительных организаций и естественных монополистов, реконструкции территорий и расселении ветхого жилья, государственном заказе и подготовке кадров для строительной отрасли. Надо сказать, что ни одно из этих предложений не шло вразрез с планами работы губернатора и городского правительства. Более того, было намечено и начата работа по еще целому ряду направлений.

На тот момент, в течение нескольких лет выполнялась первоочередная задача – увеличение объемов строительных работ в городе, наращивание темпов, становление отрасли на цивилизованные рельсы. Эта задача была решена. Объемы строительства возросли до уровня миллиона кв. м в год, затем эта планка с каждым годом повышалась и в 2004 году показатель объема сдаваемого в эксплуатацию жилья достиг более 2 млн. кв. м и более 900 тыс. кв. м общегражданских объектов (автозаправочные станции, торговые комплексы, бизнес-центры, гаражи, гостиницы, объекты здравоохранения и культуры и многое другое). На сегодняшний день за прошедшие месяцы 2005 года введено в эксплуатацию 1 200 884 кв. м жилья и по прогнозам Комитета по строительству в 2005 году будет построено порядка 2 300 000 кв. м жилья.

Позитивные изменения наблюдаются в бюджетном строительстве. Так, в 2004 году было возведено 5 жилых домов общей площадью 40 948,4 кв. м, что в два раза больше по сравнению с результатами 2003 года. В 2005 году объем бюджетного жилищного строительства также увеличился в два раза. В этом году за счет городского бюджета планируется построить порядка 100 тыс. кв. м жилья (примерно 2 тыс. квартир). И сегодня город завершает строительство жилого дома на Ульянке для очередников, жилых домов в Колпино, на Ржевка-Пороховых и Ульянке для переселения граждан из ветхого и аварийного фонда.

Среди объектов здравоохранения следует отметить строительство хосписа на Светлановском проспекте, поликлиники для взрослых в районе Ржевка-Пороховые, реконструкцию детской городской больницы им. К.А. Раухфуса, реконструкцию здания бывшей детской инфекционной больницы им. Луи Пастера для размещения противотуберкулезного диспансера №12 на Рижском пер., реконструкцию здания ГУЗ «Госпиталь для ветеранов войн». Среди объектов образования – реконструкцию помещений подростково-молодежного клуба «Белая ладья», реконструкцию школы №235 на наб. р. Пряжки и школы №108 на Нейшлотском пер.

Таким образом, можно говорить о том, что строительная отрасль набрала хорошие темпы, обладает потенциалом для дальнейшего развития и пришло время вплотную подойти к решению вопроса инженерной подготовки территорий.

Планомерное наращивание темпов и объемов строительства невозможно без подготовки новых городских территорий и эта проблема решается Правительством города в рамках комплексной программы по подготовке территорий под жилищно-гражданское строительство на 2004-10 годы. Программа была утверждена в 2004 году и является логическим продолжением реализации мероприятий по развитию систем водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения Санкт-Петербурга.

Главная цель программы - повышение эффективного использования территориальных ресурсов города и обеспечение комплексного развития территорий путем активных градостроительных преобразований. Согласно программе, определены приоритетные направления развития города. Это Северо-Приморская, Северная и Приморская юго-западная части города. В целом, к 2010 году планируется подготовить 23 новые площадки под массовую застройку (или 856 га под строительство более 13 млн. кв. м объектов жилищно-гражданского назначения).

Губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко два года назад была поставлена основная задача – реализация системного, комплексного подхода к работе строительного комплекса. И в рамках программы, возведение жилья (как бюджетного, так и инвестиционного) осуществляется параллельно со строительством на осваиваемой территории объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры.

Первыми результатами упомянутой программы стали утвержденные в 2005 году проекты планировки и межевания квартала 56АБ, 59А, 59Б Северо-Приморской части Приморского района Санкт-Петербурга. Квартал 56АБ – это свободная от построек территория площадью 38,7 га, ограниченная Богатырским проспектом, Туристской улицей, улицей Оптиков и Камышевой улицей. Здесь, в общей сложности, планируется построить 30 жилых домов – это 546 тыс. кв. м жилья, около 100 тыс. кв. м которых будет построено за счет средств бюджета. Кроме того, проектом предусмотрено строительство двух общеобразовательных школ с бассейнами, трех детских дошкольных учреждений, одна из которых совмещена с начальной школой, объектов торговли и паркингов.

На территории кварталов 59А, 59Б планируется построить 589,6 тыс. кв. м жилья. При этом порядка 92 тыс. кв. м будет построено за счет средств бюджета для реализации городских жилищных программ. Квартал 59А – территория площадью 19,77 га, ограниченная ул. Оптиков, Туристской ул., Мебельной ул. и Жилой улицей. Здесь планируется возвести 232,7 тыс. кв. м жилья, а также школу, два детских дошкольных учреждения, три районных поликлиники (взрослой, детской и стоматологической), торговые объекты и гаражи.

В квартале 59Б, ограниченном Жилой ул., Мебельной ул. и Камышовой ул., на площади 28 га планируется построить 356,9 тыс. кв. м жилья, две школы, два детских дошкольных учреждения, гаражи-стоянки и другие объекты.

Поскольку территории ранее не осваивались, сегодня проводится инженерная подготовка этих кварталов - в октябре прошлого года введен в эксплуатацию 4-й котел Приморской котельной, к концу этого года в квартале 56А,Б будет завершено строительство окаймляющих инженерных сетей и дорог за счет средств бюджета. В кварталах 59А, 59Б ведется проектирование сетей и дорог, которые позволят приступить к активному массовому жилищному строительству и развитию сопутствующей инфраструктуры.

В ближайшее время на заседании городского правительства будут рассмотрены 27 полных пакетов по земельным участкам, расположенным в этих кварталах и зарезервированным под инвестиционное строительство.

Кроме того, завершена разработка проектов планировки и межевания территорий кварталов 15 и 18 Приморской Юго-Западной части Санкт-Петербурга, в составе которых выполнены проекты инженерной подготовки кварталов. Проходит согласование проект планировки района «Северная Долина», на территории площадью 540 га планируется возвести порядка 3 млн. кв.м. жилья. Разрабатываются проекты планировки и межевания квартала 15 района «Северная долина»; квартала 58 Северо-Приморской части Приморского района; квартала 20 Приморской Юго-Западной части в Красносельском районе. Ведутся проектные работы по инженерной подготовке территории квартала 15 Восточнее пр.Ю. Гагарина.

Это как раз тот комплексный подход к развитию городских территорий, который позволяет не только подготовить новые кварталы, но и обеспечить существенный резерв для жилищного строительства в дальнейшем, которое предусмотрено новым Генеральным планом города примерно на 70 млн. кв. м в пределах Санкт-Петербурга.

Разработка нового Генерального плана стала важнейшим направлением городского правительства в течение последних двух лет. Это более ста томов проектной документации, сотни проведенных общественных слушаний и больше трехсот согласований. Одобренный Правительством города проект закона «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» в первом чтении принят Законодательным собранием города. Обработано 10 000 тысяч поправок к Генеральному плану. Часть из них принята, подготовлена сводная таблица спорных поправок, которая будет рассматриваться Губернаторской Комиссией по поправкам.

Параллельно с разработкой и утверждением Генерального плана Комитет по градостроительству и архитектуре работал над совершением системы градостроительного регулирования. Это и численное увеличение сотрудников комитета, которое позволило уменьшить время на обработку корреспонденции, объем которой ежемесячно увеличивается на 3 %, - с 40 дней в 2004 году до 29 дней в 2005; это создание «единого окна» по подготовке исходных данных для градостроительного проектирования, которое позволило сократить время выдачи исходной документации до 3-х рабочих дней; это подготовка проектов Постановлений Правительства (в общей сложности - 32), внутренних распоряжений об утверждении границ земельных участков, изменениях красных линий, о реконструкции и строительстве объектов недвижимости, об утверждении временных регламентов застройки (более 5 тыс.), выдачи градостроительных согласований (4 тыс.). Кроме того, впервые в Санкт-Петербурге автоматизирована организация поиска справочной информации о выполнении заявок на выдачу разрешительной документации в Управление застройки города через сайт Комитета по градостроительству в сети Интернет - информацией о прохождении своих заявок уже воспользовались 27 тыс. посетителей сайта.

Подготовлена и согласована проектно-планировочная документация на новые кварталы: Северо-Приморская часть, квартал 56АБ, 59А, 59Б, 55, 58, Юго-Запад, кварталы 15, 18, Шувалово-Озерки, квартал 9, квартал 24А СУН, кварталы 20 и 31 ЮРВ, Ржевка-Пороховые, квартал 50, «Балтийская жемчужина». За счет средств инвесторов разработан и утвержден Постановлением правительства проект планировки территории жилого района «Славянка».

Еще одно важное направление работы в сфере градостроительства – реализация Программы реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий, расположенных в центре города: выданы рекомендации по перебазированию предприятия ОАО «Фармацевтическая фабрика СПб», ОАО «Прядильно-ниточный комбинат им. С. М. Кирова», машиностроительного предприятия ОАО «Вулкан».

Выдана документация на проектирование и строительство завода по производству электронных изделий компании Elkotek Network Corporation – ЗАО «Элкотек», завода по производству автомобилей и их комплектующих ООО «ТОЙОТА МОТОР МАНУФЭКЧУРИНГ», завода Компании «BTI-EVROPA B.V.» по переработке плазмы крови, морского портового комплекса, включающего терминал генеральных грузов и гавань прогулочных и спортивных судов ЗАО «Кронимпэкспорт» на о. Котлин, а также крупных торговых центров - «Ленты» в Красносельском районе на Таллинском шоссе; в квартале 10 района Шувалово-Озерки, на Выборгском шоссе; «О КЕЙ» в Приморском районе, на пересечении ул. Савушкина и Приморского шоссе; «Метрики» на Пулковском шоссе; «Ленты» в квартале 9Б-1 района Севернее улицы Новоселов; «Агроторога» в квартале 63 СПЧ; «Раменки» на Коломяжском шоссе; «О КЕЙ» на Богатырском проспекте; «Адаманта» на Богатырском проспекте, «Ленты» в Красносельском районе, на Петергофском шоссе; на ул. Руставели; в квартале 46 района Ржевка-Пороховые; «Макромира» в квартале 9Б района Севернее улицы Новоселов; «О КЕЙ» в квартале 9 района Шувалово-Озерки, на пересечении Выборгского шоссе и пр. Просвещения.

В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга, ЗАО «Балтийская жемчужина» предоставлено право проектирования и строительства многофункционального комплекса ориентировочной площадью застройки 1487000 кв. м.

Разработана схема существующих и перспективных АЗС (адресный перечень), которой определен резерв площадок для реализации на инвестиционных условиях – 85 шт. Общий количественный состав АЗС, включая нереализованные участки, составляет 433 шт.

Кроме того, вводятся в действие: 22 архитектурно-художественных регламента в области благоустройства городской среды, наружной рекламы и информации, монументального искусства, из них 15 утверждены на уровне комитетов Администрации Санкт-Петербурга. Разработан, утвержден и воплощается регламент Информационно-рекламного оформления Невского проспекта. Разработаны и реализуются концепции и схемы праздничного оформления районов Санкт-Петербурга, среди которых основные - Новогодняя, Прорыва блокады, 60-летия Великой Победы. Надо сказать, что, согласно официальной статистике, опубликованной в 2004 и 2005 годах на Международных конференциях рекламистов, Санкт-Петербург занимает 1-е место по качеству рекламного оборудования и 28-е место по заполненности городской среды (для сравнения – Москва занимает 22-е место по качеству и 2-е место по заполненности).

Комитет по градостроительству принимает активное участие в реализации проекта 2-й очереди Мариинского театра: согласовано на заседании Градостроительного совета Санкт-Петербурга объемно-пространственное решение на стадии «предпроектные предложения».

Дважды темой Градостроительного совета были предложения по «Морскому фасаду», а Комитетом по градостроительству был подготовлен целый ряд архитектурных конкурсов, среди которых - Архитектурный конкурс на эскиз-идею комплекса морского пассажирского терминала на Васильевском острове, градостроительная часть условий и программы проведения инвестиционно-архитектурного конкурса на право развития территории острова «Новая Голландия», Международный конкурс на планировку и застройку территории проекта «Балтийская Жемчужина».

Ведется подготовка к Международному конкурсу на лучшее архитектурное решение «Площади Европы», идет разработка документации для подготовки архитектурных конкурсов на проект нового стадиона на Петровском острове и на офисный центр Газпрома.

В рамках проекта ЕС Интерег «Metropolitan +» проведен семинар по проектам координированного развития транспортной инфраструктуры и планирования территории в столичных городах региона Балтийского моря.

Впервые в градостроительной практике проработаны правовые, организационные и проектные решения по организации 21 новой особо охраняемой природной территории: Лечебно-оздоровительная местность Курортного района СПб - 16243 га; Северное побережье Невской губы с литоральной зоной - 950 га; Южное побережье Невской губы с литориновым уступом - 2470 га; Ихтиологический заказник «Питерская корюшка» - 250 га; Западный Котлин (с акваторией) - 600 га; Сестрорецкое болото - 1410 га; Петровский пруд «Гром-камень» - 1га; Елагин остров - 80 га; Геологический памятник природы «Долина р. Поповки» - 50 га; Гидрологический памятник «Родниковые озера на М.Тореза» - 1 га; Парк «Сосновка» - Истоки Муринского ручья - 302 га; Левашовский лес - 700 га; Новоорловский лесопарк - 190 га; Ольгинские валуны - 1 га; Береговой уступ «Серово» - 120 га; Пухтолова гора - 40 га; Озеро Щучье - 1118 га; Парк Баболовский - 270 га; Парк Отдельный - 125 га; Валун в Мартышкино - 0,2 га; Валун «Черепаха» - 0,1 га.

При этом общая площадь особо охраняемых природных территорий в Санкт-Петербурге наряду с действующими особо охраняемыми природными территориями площадью 2892 га (Гладышевский, Юнтоловский, Санкт-Петербургский государственный природный заказник, Комаровский берег, Парк Сергиевка, Стрельнинский берег, Дудергофские озера) будет составлять 23652 га или 16% от территории города, что превышает европейский уровень.

С полным правом можно считать новый Генеральный план самым экологичным из всех предыдущих генеральных планов города.

Также впервые в Генеральный план Санкт-Петербурга была включена тема альтернативного источника питьевого водоснабжения города из Ладожского озера и необходимость проведения соответствующих водоохранных мероприятий в его бассейне.

Прошедший 2004 и текущий 2005 годы можно охарактеризовать как период осуществления Правительством Санкт-Петербурга ряда важнейших мер по защите культурного наследия нашего города.

По поручению Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников разработал проект Петербургской стратегии сохранения наследия. Этот документ определяет основные приоритеты, критерии и направления деятельности по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга. Стратегия раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах.

Реализуя Петербургскую стратегию сохранения наследия, подготовлен новый проект зон охраны, отвечающий требованиям законодательства и представляющий собой актуальную информацию об объектах культурного наследия. В основе работы – принцип сохранения объектов культурного наследия и их исторической среды путем установления зон охраны различных категорий. Впервые интересы охраны культурного наследия поставлены в один ряд с интересами градостроительного и инвестиционного развития. Этот прецедент уникален в истории разработки и утверждения градостроительной документации такого масштаба не только для Санкт-Петербурга, но и для России.

Проект по инициативе КГИОП прошел многочисленные слушания и был одобрен общественностью города, поддержан Общественным советом Санкт-Петербурга, согласован ВООПИиК, Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия согласованы границы зон охраны. Высокую профессиональную оценку проекту дали Санкт-Петербургское отделение Союза архитекторов России, Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга и рабочая группа Федерального научного совета, которая приняла решение рассмотреть на методическом совете Министерства культуры принципы и методы охранного зонирования Санкт-Петербурга.

Еще одним серьезным событием для сохранения наследия можно считать принятие Временного высотного регламента, призванного сохранить исторический силуэт города и панораму городского ландшафта.

Принятое постановление Правительства «О порядке проектной подготовки капитального строительства» также в свою очередь обеспечило дополнительные защитные механизмы для объектов культурного наследия. Несмотря на то, что данный порядок не распространяется на объекты реставрации, при подготовке проектов нового строительства в состав проектной документации включается раздел с информацией о наличии объектов культурного наследия на прилегающей территории и оценка влияния проектируемого объекта на сохранность окружающей исторической застройки.

Возросли объемы финансирования реставрационных работ. Особенно это касается объектов исторического центра города в связи с началом реализации разработанной КГИОП по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко адресной программы реставрации фасадов на 2005 – 2007 гг. В отличие от точечной, объектной реставрации, программа предусматривает возрождение целых улиц.

При формировании программы было проанализировано состояние лицевых фасадов на основных улицах, проспектах, набережных, площадях, входящих в традиционные туристические маршруты и являющихся важными градостроительными перспективами для центра города. Всего было определено 362 зданий на 44 улицах, нуждающихся в выполнении реставрационных работ. В список вошли 253 памятника истории и культуры и 109 зданий, не состоящих под охраной, но входящих в объединенную охранную зону. Реставрация осуществляется за счет трех источников финансирования: средств пользователей, внебюджетных ассигнований из Фонда развития Санкт-Петербурга и городского бюджета. Общая сумма затрат на реставрационные работы из всех источников финансирования за 2004-2005 г. - 1,5 млрд. руб. Доля городского бюджета составляет 58,5 %.

Проблемы финансирования реставрации памятников федерального значения возникли в результате разграничения полномочий государственных бюджетов. Так, с 1 января 2005 г. средства бюджета Санкт-Петербурга не могут направляться на памятники федерального значения, памятники, находящиеся в собственности Российской Федерации. В итоге были приостановлены городские программы реставрации памятников федерального значения. В отсутствие финансирования из федеральных источников Администрация города была вынуждена предпринимать чрезвычайные меры и изыскивать для этих целей источники внебюджетных ассигнований. Создан «Фонд развития Санкт-Петербурга», возглавляемый Губернатором города В.И. Матвиенко, «Фонд поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».

Развиваются меры по стимулированию финансовых вливаний в реставрацию. Именно в Санкт-Петербурге впервые введена практика зачета средств, затраченных на ремонтно-реставрационные работы, в арендные платежи, которая получила распространение по всей России.

Увеличены объемы финансирования изыскательских и исследовательских работ, популяризации памятников истории и культуры, в том числе таких видов работ, как составление паспортов на объекты культурного наследия, проведение историко-культурных экспертиз, а также выпуск справочно-информационных изданий. За отчетный период было проведено 14 международных и российских выставок, посвященных охране культурного наследия.

В 2004 году проведена независимая историко-культурная экспертиза выявленных объектов культурного наследия. На момент проведения экспертизы в списке выявленных объектов был зарегистрирован 2181 объект. По каждому из них дана оценка историко-культурного значения и рекомендация по включению в Единый государственный реестр с отнесением к одной из категорий историко-культурного значения (памятник регионального или федерального значения) либо по исключению из списка выявленных объектов.

В 2004 году было принято Постановление «О Совете по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга», которое конкретизировало цели, задачи и полномочия Совета, определило его состав. Совет решает проблемы, связанные непосредственно с проведением реставрационных работ, а также вопросы нового строительства в исторических районах города. Всего в 2004- 2005 гг. было проведено 14 заседаний Совета. Наиболее важным было обсуждение «Петербургской стратегии сохранения наследия» в феврале 2005 года, а также одобрение и рекомендация к согласованию «Корректировки проекта зон охраны центральных районов Санкт-Петербурга» в марте, апреле и мае этого года.. Серьезной корректировке после обсуждения на Совете подверглись проекты реставрации Летнего сада и предпроектные предложения по воссозданию парка «Екатерингоф».

Большой успех имело открытие для массового посещения ряда объектов архитектурного наследия. Впервые в Санкт-Петербурге такая акция была проведена 18 апреля 2004 года, в Международный день охраны памятников и исторических мест. За четыре часа 15 объектов, по приблизительным подсчетам, успели посетить около 25 тысяч человек. Впоследствии эта акция стала регулярной.

Знаковым событием для строительного комплекса города в 2004 году стал переход на новую процедуру предоставления земельных участков. Как известно, в 2004 году была упразднена Инвестиционно-тендерная комиссия, и разработан закон, регламентирующий полномочия и порядок работы Правительства Санкт-Петербурга по предоставлению земельных участков и объектов недвижимости для строительства через торги.

В качестве временной меры была разработана схема проведения торгов по короткому пакету, которые позволяли максимально быстро, в условиях дефицита инженерно подготовленных участков, обеспечить рынок недвижимости долгосрочным предложением. В рамках проведения торгов Комитет по строительству осуществляет выбор участков и подготовку пакета документов, необходимых для разработки градостроительной документации.

Первые торги по короткому пакету состоялись в июне 2004 года. Всего за 2004-05 годы подготовлено 130 земельных участков по короткому пакету (1,57 млн. кв. м возводимых улучшений): 88 земельных участков продано на торгах (34 участка под строительство 807 338 кв. м жилья); 14 участков дорабатываются до полного пакета (156 600 кв. м возводимых улучшений).

К разработке документации привлекается и бизнес. В июле 2004 года было разработано Положение о порядке проведения конкурсов на право подготовки документации для проведения торгов, согласно которому принять участие в конкурсах могут юридические лица, их объединения и индивидуальные предприниматели. Главный критерий - наиболее эффективное социально-экономическое использование земельного участка. Также учитываются заявленные сроки подготовки документации и размер оплаты работ. Процедура проведения конкурсов на право подготовки документации стартовала в августе 2004 года. За этот период было проведено 17 конкурсов. В настоящее время документация разрабатывается по 59 земельным участкам, подготовлено 13 полных пакетов, из них 4 пакета реализовано на торгах.

Ведется работа и по реконструкции кварталов сложившейся застройки, в первую очередь, территорий, застроенных жилыми домами первых массовых серий. В 2004 году была принята Адресная программа санации жилых домов первых массовых серий на 2005-08 годы, все работы в рамках которой проводятся за счет средств бюджета города. Этот метод включает замену кровли, утепление наружных конструкций, установку новых оконных блоков, модернизацию системы отопления, ремонт лестничных площадок и благоустройство дворовых территорий. Кроме того, санация проводится без расселения жильцов, а значит, сохраняется привычная среда обитания горожан.

Адресная программа сформирована с учетом предложений администраций районов и включает дома, расположенные преимущественно в зонах нового строительства - предусматривается санация 79 объектов в 10 районах Санкт-Петербурга (Выборгском, Калининском, Кировском, Красногвардейском, Красносельском, Московском, Невском, Приморском, Пушкинском, Фрунзенском).

Санация первых пятиэтажек началась уже в 2004 году. Строительно-монтажные работы были проведены по 6 адресам за счет средств городского бюджета. В 2005 году строительно-монтажные работы ведутся по более чем 20 адресам, заказчиками всех работ выступают администрации районов.

Интенсивное увеличение объемов жилищного строительства требует четкого организационно-технологического порядка в проектировании и строительстве. Процедура согласования документации на всех этапах строительного цикла должна быть максимально упрощенной и упорядоченной. Первым шагом для решения этой задачи стала разработка в 2004 году нового Порядка проектной подготовки капитального строительства. Этот документ направлен на оптимизацию и сокращение продолжительности всего строительного процесса. До настоящего времени в Санкт-Петербурге отсутствовал подобный нормативный документ, в котором бы удалось обобщить все требования к пакету документов, необходимых для выполнения инвестором для осуществления своей деятельности. В нем прописан четкий порядок подготовки исходных данных для проектирования, состав и процедура подготовки, согласования и экспертизы проектной документации. Раньше стадия разработки и согласования проектно-сметной документации занимала, как правило, около полутора лет. Принятие нового документа сократило проектную подготовку строительства на полгода.

В 2005 году был разработан Порядок принятия решений о предоставлении земельных участков для строительства инженерных сооружений, который предлагает упрощенную процедуру предоставления земельных участков под строительство внутриквартальных и внутриплощадочных инженерных сооружений. Согласно этому документу при строительстве инженерных сооружений не требуется издание постановления Правительства Санкт-Петербурга о проведении изыскательских работ и, соответственно, заключение договора аренды на 11 месяцев. Новый порядок позволяет сразу приступить к подготовке документации по строительству, а по ее окончании издается постановление о предоставлении земельного участка для строительства инженерного сооружения. В результате этих нововведений процедура по предоставлению земельного участка будет занимать от 4 до 8 месяцев в зависимости от сложности проекта объекта инфраструктуры.

Не до конца урегулированы взаимоотношения с естественными монополистами. Однако, в этом направлении были сделаны первые важные шаги. Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга приняты Программы развития систем газоснабжения, теплоснабжения (ГП «ТЭК»), водоснабжения и канализования, на период до 2008 года. ОАО «Ленэнерго» планирует предоставить Программы развития электрических сетей, головных источников и Программу развития системы теплоснабжения ОАО «Ленэнерго».

В Санкт-Петербурге – городе со сложными инженерно-геологическими условиями – проблема устройства фундаментов всегда требовала пристального внимания. Поэтому в 2004 году для актуализации нормативов, связанных с фундаментостроением, были разработаны новые ТСН «Проектирование фундаментов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге», направленные на создание единого свода требований к изысканиям и проектированию на местном уровне, сближение городских нормативов с европейскими стандартами и учет изменений градостроительной, геотехнической и нормативной ситуации.

Прошедшие два года ознаменованы переходом на качественно новый уровень проведения контроля за строительством – создана единая Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, которая ведет контроль от выдачи экспертных заключений, разрешительной документации, до ведения работ и приемки объектов в эксплуатацию.

На сегодняшний день количество подконтрольных Службе объектов составляет 1869 объект, из них строящихся – 1176. За прошлый год и 9 месяцев этого года проведено 6 тыс. проверок, выдано 2 тыс. предписаний, составлено 800 протоколов о правонарушениях. В ходе проведенных Службой проверок было приостановлено строительство на 594 объектах, на 562 из которых строительство велось без соответствующих разрешений.

Необходимо отметить, что в ходе создания Службы были предусмотрены все нововведения, определенные новым Градостроительным кодексом, о чем, в первую очередь, свидетельствует название Службы.

Большое внимание в течение последних двух лет уделяется профессиональной подготовке работников для строительной отрасли и решению вопроса кадрового дефицита в строительном комплексе. Подготовлен пакет предложений, которые будут внесены в Государственную Думу для рассмотрения вопросов, касающихся положения привлеченных рабочих. Легальные квоты планируется увеличить в несколько раз, процедуру получения паспорта работника упростить, в то же время существенно увеличив штрафы, налагаемые на работодателей, за привлечение к работе нелегалов. В тесном взаимодействии со строительными союзами и объединениями нашего города сформирован и работает Координационный совет по проблемам профессионального образования в строительстве, создан Санкт-Петербургский строительный кадровый центр. В целом проблема подготовки квалифицированных кадров для строительного комплекса может быть решена только при тесном взаимодействии системы образовательных учреждений, бизнес-сообщества и городской власти.

Комментарии 0

Популярное по теме