В историческом центре Санкт-Петербурга более 2,5 тысяч жилых домов нуждаются в капитальном ремонте. Срочной замены требуют в первую очередь инженерные коммуникации и электрические сети, которые рассчитаны на давно устаревшие нормативные нагрузки, – в большинстве случаев все они находятся в аварийном состоянии. Чтобы привести в порядок здания жилого фонда, по оценкам специалистов, городу потребуется млрд. Однако в бюджете города такая сумма не предусмотрена. Как утверждают чиновники, средств на реконструкцию зданий катастрофически не хватает. Городские власти считают, что мансарды могут в прямом смысле спасти аварийные дома жилого фонда. Вся надежда остается только на инвесторов, и одно из предложений, которым можно привлечь инвесторов – это надстройка мансард.

По нормам нового Жилищного кодекса РФ собственникам следует самостоятельно проводить текущий и капитальный ремонт не только жилых, но и общих помещений (включая подвалы и чердаки) всего здания. Однако денег, требуемых на реконструкцию, у собственников тоже нет, поэтому власти решили активно привлекать инвестиционные ресурсы. Инвесторы, в свою очередь, в большинстве случаев соглашаются на это только при условии, если реконструкция предполагает строительство мансарды, которую затем можно использовать в коммерческих целях. Для городских властей такие условия, естественно, никакой проблемы не представляют. Более того, строительство мансард на месте запущенных чердаков, по мнению чиновников, позволит в дальнейшем повысить архитектурный статус зданий и улучшить их техническое состояние. Преимущества такого проекта не только в существенной экономии средств города и собственников жилья, но и в том, что капитальный ремонт инвестор проводит без расселения жильцов. Плюс ко всему, по оценкам специалистов, в дальнейшем стоимость на жилье в реконструированных домах растет гораздо быстрее, чем в среднем по городу.

Решение о реконструкции здания, включающей надстройку мансарды, согласно ЖК, принимается общим собранием собственников многоквартирного дома. По правовым нормам для того, чтобы начать реконструкцию, достаточно согласия 67 процентов собственников. Сами собственники к такому проекту, по словам депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексея Белоусова, относятся по разному. Это зависит от того, в каком состоянии находится жилой дом. Если дом аварийный, и жильцам на время капитального ремонта необходимо переселяться, инвесторов встречают с большим оптимизмом. В остальных случаях инвестор сталкивается с различными проблемами. Причем происходит это уже после заключения инвестиционного договора, в процессе реконструкции дома.

Яблоко раздора

Как правило, проблемы касаются именно строительства мансард. Во-первых, недовольство выражают те, кто живет на верхних этажах. Надстройка мансарды, по словам специалистов, при самом благоприятном стечении обстоятельств длится минимум шесть месяцев. Все это время жильцы либо терпеливо ждут, либо ищут управу на инвесторов-строителей в судебных инстанциях. Яблоком раздора в этом случае, по словам главы Центрального района Светланы Штуковой, становятся права жильцов на чердачные помещения, которые находятся в общей долевой собственности. «Собственники просто хотят иметь от строительства мансард некую финансовую выгоду, – отмечает Светлана Штукова. – Они не хотят, чтобы кто-то воспользовался их частью собственности и легко получил элитное жилье. В нашем районе, к сожалению, судебные тяжбы происходят даже в том случае, если мансарда принадлежит государству, поэтому сегодня мы даем разрешение на реконструкцию дома и строительство мансард только в случае стопроцентного согласия собственников».

Как утверждает первый заместитель Комитета по управлению городским имуществом Алексей Чичканов, в случае конфликтов между инвесторами и гражданами власти часто защищают права инвесторов. «Наша задача в этой ситуации – дать полную гарантию инвесторам провести реконструкцию без проблем и защитить их от собственников, которые хотят попрать права на мансарду, – отмечает Алексей Чичканов. – С другой стороны, наша задача – следить за тем, чтобы в процессе реконструкции по инвестиционному договору права собственников жилья не нарушались и реконструкция осуществлялась в полном соответствии с нормами».

Знают, на Что идут

Сами инвесторы в этом процессе знают, на что идут. Генеральный директор ООО «Мансарды Петербурга» Андрей Мыльников считает, что во взаимоотношениях с собственниками ведущую роль играет инвестор. «Во-первых, прежде чем начать что-то делать, нужно полностью провести капитальный ремонт здания, – говорит Андрей Мыльников. – Для успешного строительства мансарды нужно постоянно поддерживать контакт с жильцами дома. Если застройщик системно, терпеливо ведет переговоры с гражданами, он может достичь успеха». У каждого инвестора свои методы решения конфликтов с собственниками. Так, специалисты строительной компании «Падамс» признаются, что иногда достаточно предложить, например, бесплатные услуги по косметическому ремонту той или иной квартиры, чтобы уладить возникшие вопросы.

По словам Алексея Чичканова, в судебных процессах у собственника практически нет шансов на победу, поскольку это, как правило, происходит после общего собрания жильцов и заключения инвестиционного договора. Другое дело, когда реконструкция дома ведется с нарушениями норм и застройщик причиняет ущерб собственникам квартир. В этом случае договор с неблагонадежным инвестором город расторгает и передает дело иному инвестору.

Как отмечают чиновники, компаний, желающих инвестировать средства в эту непростую процедуру, пока немного. В Санкт-Петербурге есть такие дома, в реконструкцию которых необходимо вложить объем средств, сопоставимый со строительством нового дома. Андрей Мыльников в пример приводит дом на наб. Фонтанки, 8. От реконструкции здания и надстройки мансарды инвесторы практически не получили никакой прибыли – настолько удручающим было состояние дома.
Комментарии 0

Популярное по теме

VIP
коттедж , 440 м2
151 500 000 Р