Только половина объектов элитной недвижимости продолжала строиться в 2009 году
Показатели хода работ на стройплощадках в 2009 – I кв. 2010 г. представлены в таблице:
Период объезда | Всего объектов в продаже | Всего анализируемых объектов | % работающих строек | % не работающих строек |
Январь 2009 | 90 | 52 | 33% | 67% |
Апрель 2009 | 90 | 52 | 52% | 48% |
Июль 2009 | 82 | 45 | 47% | 53% |
Ноябрь 2009 | 81 | 40 | 43% | 57% |
Февраль 2010 | 81 | 33 | 30% | 70% |
Кроме того, согласно данным Холдинга RBI, в 2009 г. вывод новых объектов в продажу сократился в 3,5 раза по сравнению с 2008 г.: за 12 месяцев 2009 г. в продажу вышло 11 объектов общей площадью 75 тыс. кв. м. Новые объекты запустили лишь единицы – финансово устойчивые и стабильные строительные компании.
Сдача объектов в эксплуатацию в 2009 г., напротив, демонстрирует хорошие показатели. По итогам 2009 г. сдано 18 объектов общей площадью 223 тыс. кв. м., наибольший объем пришелся на 4-й квартал 2009 г.
Общий объем продаж в 2009 г. составил порядка 100 тыс. кв.м., а объем предложения – около 300 тыс. кв. м. «Предложение в 2009 г. традиционно превышало спрос, что характерно для любого здорового рынка, - рассказывает Вера Сережина, директор управления аналитического маркетинга Холдинга RBI. - Однако основной объем нового предложения в 2009 г. сформирован девелоперами, ранее работавшими на массовом рынке, как следствие, такие проекты не всегда соответствуют требованиям и критериям элиты. Покупатель стал разборчивее – он внимательно анализирует все характеристики проекта и отдает предпочтение качественному продукту. Впрочем, таких сегодня на рынке немного, что видно по объему фактических продаж. Квартиры покупаются все по тем же мотивам: в инвестиционных целях, для улучшения собственных условий проживания или для ближайших родственников (родителей, детей)».