Людмила Рева
коммерческий директор , «ГК Алькор»
«Трансформация ритейла: путь от торговли до эдьютейнмента»
В 2024 году рынок коммерческой недвижимости Северной столицы динамично менялся и большинство сегментов демонстрировали уверенный рост. Как трансформировалась отрасль и какие новые форматы уже успели стать трендами порталу BSN.ru рассказала Людмила Рева, коммерческий директор «ГК Алькор».
Как вы оцениваете ситуацию на рынке коммерческой недвижимости Петербурга?
При рассмотрении всех сегментов коммерческой недвижимости, первое и второе места, с точки зрения роста, смело уходят к складам и гостиничному сектору. Сегмент складской недвижимости активно развивался последние несколько лет, этот тренд продолжается и сейчас. Растет как спрос, так и предложение. Гостиничный сектор также демонстрирует подъем, это, в первую очередь, обусловлено трендом на внутренний туризм.
На третьем месте находится офисный сегмент. Вакансия в бизнес-центрах уже несколько лет сокращается и стремится к нулю. На данный момент она составляет 2-3%. Компании же продолжают работать и активность арендаторов остаётся достаточно высокой, а новых объектов не появляется. Соответственно, в ближайшем будущем мы можем столкнуться с дефицитом предложения. В целом, я полагаю, что данный сегмент будет себя чувствовать достаточно уверенно в ближайшие несколько лет.
Далее хотелось бы отметить торговую недвижимость (ритейл). Сегодня практически не строятся новые крупные по размеру торговые центры. Активное развитие идет в рамках новых районных комплексов, где возводится много жилья. Сегмент несколько трансформировался – эксперты отмечают вакансию до 10%. При этом активным остался спрос на качественные торговые центры и на топовые локации в стрит-ритейле. Сегмент онлайн-ритейла прирос незначительно в 2024 году, но он сохраняет свои позиции, умело сосуществуя с розничной торговлей.
И, конечно, нельзя не сказать про апартаменты. Девелоперская активность здесь не снижается. Спрос растет, особенно на сервисные апарт-отели. Отмена ипотеки на рынке жилья привела к смещению спроса в сторону этого направления, а выросшая загрузка (за счет роста внутреннего туризма) позволила предложить инвесторам бОльший доход.
Какие тенденции на рынке Вы можете отметить?
Сегодня мы наблюдаем активный процесс децентрализации Петербурга, появляется все больше новых точек притяжения и перспективных локаций. Интенсивно развиваются районные торговые центры. Они, как правило, наполнены стандартной инфраструктурой и всем, что необходимо для ежедневного использования – аптеки, продуктовые супермаркеты, кондитерские, рестораны. Возможно размещение и коворкингов, которые позволяют не тратить время на дорогу, а в рамках одного места, где ты находишься, например, провести деловую встречу или выполнить ряд важных задач. Также в такие проекты может быть включена и досуговая составляющая – функция развлечения.
Более респектабельные территории создают точки притяжения в виде интересных спа-комплексов или общественных пространств. Например, «Новая Голландия» с интересной концепцией ресторанов или «Севкабель Порт», в котором проводятся выставки и различные мероприятия, SENO у метро «Сенная площадь», внутренне пространство Гостиного двора, территория у «Лахта Центра», которая еще продолжает свое преображение. И таких «магнитов» достаточно много.
Кроме этого, в рамках загородных проектов могут появляться новые спортивно-досуговые или рекреационные локации. Яркий пример – «Охта парк» с различными активностями под любой запрос и бюджет. В эту же категорию войдет и наш комплекс «Кронфорт» в Кронштадте, где уже функционирует музейно-исторический парк «Остров фортов» и открыт Музей Военно-морской славы России. В 350 метрах от этих знаковых объектов мы и строим два малоэтажных жилых квартала со всей инфраструктурой для комфортной жизни и отдыха.
В чем привлекательность новых «магнитов»? Почему они становятся популярными у потребителей?
Новые точки притяжения практически всегда создаются по концепции «15-минутного города». Однако в некоторых районах большинство объектов появляются стихийно. Но есть локации, где жилые дома, школы, детские сады, медицинские центры и торговые комплексы создаются совершенно осознанно. Вся инфраструктура уже запланирована на этапе проектирования – современные социальные объекты, продуманная конфигурация в ритейле, малые торговые центры, места досуга и отдыха, коворкинги. Благодаря наличию всего необходимого в рамках одного места, жители закрывают свои потребности внутри комплекса и им нет необходимости далеко ехать за пределы своего района. К этому нас приучила отчасти пандемия, когда нам приходилось находиться в одном пространстве в течение определенного времени.
По концепции «15-минутного города» будет развиваться и наш проект «Кронфорт» на побережье Балтийского моря. Помимо малоэтажных жилых кварталов, мы уже ввели в эксплуатацию передовой лицей с двумя бассейнами и актовым залом-атриумом по программе «Национальные проекты России. Образование». В комплексе также появятся два детских сада, кабинет врача общей практики, торговый променад, лаундж-зона на крыше одного из кварталов, благоустроенная набережная и отель 4* со спа-комплексом и панорамным рестораном. Коммерческие помещения будут сдаваться в аренду, что позволит сформировать качественный состав арендаторов, соответствующий концепции проекта, контролировать функционирование ритейла и обеспечивать максимальный комфорт для жителей.
Как меняются форматы торговых центров сегодня? Какие новые функции там могут появляться?
Еще в 2019 году весь ритейл задумывался о трансформации и передаче бОльшего процента площадей формату развлечений, точек гастрономии и общепита. 2020 год внес коррективы со своими ограничениями. Тем не менее, за последние четыре года рынок ритейла приходит к тому, что торговый центр в ближайшем будущем может стать именно местом для досуга, в котором люди совершают покупки. Особенно это свойственно северным регионам с холодным ветреным климатом без солнца, где большую часть времени посетители могут проводить внутри объекта – получая новые впечатления, знания и опыт. В данном случае я имею в виду некий формат эдьютейнмента, который совмещает в себе и образование, и развлечение для всех возрастов. Такие точки притяжения будут созданы в нашем проекте «Кронфорт»: центральная площадь в рамках променада для проведения массовых мероприятий, мастер-классов, арт-объекты, различные досуговые заведения и гастрономия, площадки для спорта и медитативного отдыха. Словом, все, что нужно для комфортной жизни и развития в рамках города-курорта.
Реклама
erid: 2VfnxwR5jXn ООО "Специализированный застройщик Алькор-центральный" ИНН 7805789609