Аналитики составили портрет ипотечного заемщика в России
Аналитики ДОМ.РФ совместно с ВЦИОМ провели ежегодное исследование и составили портрет классического ипотечного заёмщика.
Чаще всего кредит на покупку жилья оформляют клиенты в возрасте старше 35 лет, которые занимают заняты в сферах промышленности, строительства, торговли, образования, медицины и др. Ипотека наиболее востребована у представителей среднего класса ‒ семей, которые без труда могут купить крупную бытовую технику и мебель, но не жилье. У 23% заемщиков 2022 г. высокая долговая нагрузка: их платежи по ипотеке составили от 50% совокупного семейного дохода.
«Уже 6 лет мы изучаем портрет ипотечного заемщика. Знаем какие у людей потребности, доходы, для чего они приходят на рынок ипотечного кредитования. Мы получаем самые точные данные, которые позволяют выявить закономерности, проанализировать тренды, например, что возраст заемщика в России повысился, но вместе с тем у них вдвое чаще рождаются дети, чем в среднем по стране. На основе соцопросов мы оцениваем риски в части спроса, разрабатываем ипотечные продукты и актуальные программы господдержки»,– прокомментировал генеральный директор ДОМ.РФ Виталий Мутко.
Образование и доходы
Заемщик хорошо образован и имеет средние доходы. 77 % от общего числа получателей ипотечного кредита – это люди с высшим образованием. Как правило они занимают должности специалиста или руководителя среднего звена и заняты в сферах промышленности, строительства, торговли, образования, медицины и др.
Опросы показывают, что по объему потребления, выдача ипотеки преимущественно распределяется в сторону двух групп домохозяйств. Первую составляет «средний класс». Их совокупный семейный доход, как правило, превышает среднедушевые показатели по стране. Чуть менее многочисленную группу (35%) составляют домохозяйства, чьи доходы покрывают лишь затраты на продукты и одежду. И только у 12% ипотечных заемщиков доходы (по самоопределению) не позволяют покрывать даже необходимые расходы на жизнь.
Возраст и семейное положение
Заемщик – человек семейный. Получатели ипотечных займов в 2022 г. заводили детей в среднем в 2 раза чаще, чем все домохозяйства России в целом. Тем не менее, доля заемщиков, не имеющих в составе семьи ни одного ребенка, в прошлом году увеличилась на 5%. Почти половину клиентов ипотечных банков составляют молодые семьи до 35 лет. Однако становится очевидной тенденция на повышение среднего возраста заемщика. За последние 5 лет типичный получатель ипотечного кредита «повзрослел» на четыре с половиной года (с 33,2 до 37,8 лет).
Размер кредита и долговая нагрузка
Заемщик справляется. В зависимости от рынка - первичного или вторичного - сумма ипотечного кредита составляет в среднем 5 млн рублей и 3 млн рублей соответственно. При этом при покупке новостроек сумма первоначального взноса устойчиво снижается и в большинстве случаев составляет 15-20%. Это, в том числе, обусловлено ростом цен за квадратный метр на первичном рынке. На «вторичке» размер среднего первоначального взноса долгое время остается неизменным – 25-30%. Это говорит нам о необходимости внимательно следить за кредитными рисками в этом сегменте.
Долговая нагрузка на заемщиков в целом распределяется умеренно. Почти две трети из них тратят на обслуживание ипотечного кредита не более 30% семейного дохода (при условии двух работающих членов семьи), а платеж в среднем находится на уровне 26-28 тыс. рублей в месяц. Доля рискованного сегмента - домохозяйств, чьи выплаты по ипотеке превышают половину совокупного семейного дохода – стабильно составляет примерно пятую часть от общего числа заемщиков.
Формат приобретаемого жилья
Заемщик берет для себя. Только 4% заемщиков оформили ипотеку с инвестиционными целями, а 6% приобрели жилье в другом регионе. Показатели демонстрируют, что абсолютное большинство кредитов берутся для улучшения собственных жилищных условий. При этом с момента запуска льготных ипотечных программ постоянно возрастает доля тех, кто приобретает дополнительную недвижимость, в том числе и для своих родственников.
В большинстве случаев ипотеку в 2022 г. брали на покупку квартиры. Однако наметилась устойчивая тенденция к увеличению числа ипотечных займов на приобретение частного дома или земельного участка. За 5 лет доля таких кредитов выросла в полтора раза – до 12% от общего числа.
Треть кредитов взяты на покупку квартиры в новостройках, оставшиеся - на вторичном рынке. Возросла доля сделок (58%), заключенных на ранних этапах строительства (котлован или возведение стен). Это объясняется постепенным ростом количества домов, возводимых с проектным финансированием и ростом доверия россиян к механизму эскроу счетов. Примечательно, что около половины новых квартир требуют значительного ремонта, так как продаются либо с черновой отделкой, либо и вовсе в формате «голых стен». Это, среди прочего, является одним из аргументов в пользу покупки готового жилья, так как на «вторичке» покупатели, как правило, ограничиваются только косметическим ремонтом.
Стратегии погашения ипотеки
Заемщик платит вдумчиво. Результаты опроса свидетельствуют, что заемщики рационально подходят к выплатам по ипотечному займу и сравнивают альтернативные доходности. Треть из них стремится закрыть ипотеку заблаговременно – в ближайшие 3-5 лет. Основная мотивация – сэкономить на платежах и избавится от долга. При этом желание досрочно погасить ипотеку прямо пропорционально ставке, по которой получен кредит. Среди заемщиков, взявших ипотеку по рыночным ставкам, доля желающих погасить её досрочно в два раза выше, чем среди тех, кто оформил кредит на льготных условиях. Используются различные стратегии: треть планирует досрочные выплаты благодаря подработкам, другие рассчитывают на премии или прибавки к зарплате, кто-то полагается на помощь со стороны (работодателя, родственников), продажу имущества и др.
Заемщик выбирает тщательно. Информацию об ипотеке заёмщики предпочитают искать на профессиональных ресурсах и сайтах застройщиков, либо обращаются за экспертной консультацией. При выборе конкретной программы, как правило, рассматриваются предложения 2-3 банков. На окончательный выбор чаще всего влияют три показателя: надежность кредитного учреждения, характеристика ипотечного продукта и наличие зарплатной карты в банке. Значение последнего в последние годы увеличивается, так как банки предоставляют скидки зарплатным клиентам. Растет и доля заемщиков