Ольга Шарыгина
директор департамента маркетинга и консалтинга , NAI Becar в СПб

«О значении стандартов в работе»

Как заработать авторитет среди игроков рынка недвижимости? Что скрывается за словами "международные стандарты"? Что компания с мировым именем готова предложить рынку?

А также о, будущих планах и проектах портал BSN.ru узнал у управляющего директора департамента управления активами NAI Becar Ольги Шарыгиной.

BSN - NAI Becar сегодня это диверсифицированный холдинг. Под этим брендом работает департамент новостроек, управляющая компания, департамент маркетинга и консалтинга  и пр. Пожалуй, сложно назвать услугу на рынке недвижимости, которую не предоставляло бы ваше агентство (или такие еще есть?!). Расскажите основные вехи становления компании...

О. Ш. - История группы компаний NAI Becar началась в 1992 году, когда было образовано агентство недвижимости «Бекар», специализирующееся на рынке B2C. В 1998 году компания приобрела свой первый объект - бизнес-центр «Бекар».  Бизнес-центр был первым приобретением ГК в сфере коммерческой недвижимости, впоследствии ставшей одним из ключевых направлений деятельности. В 2005 году компания приняла решение открыть офис в Москве, а спустя четыре года начала сотрудничество с международной сетью NAI Global. Вход в международную сеть NAI открыл компании новые возможности использования международных ресурсов, стандартов, накопленного опыта сотрудников с разных точек мира. Безусловно, данный шаг сыграл существенную роль в повышении конкурентоспособности компании на российском рынке.

Среди основных событий последних пяти лет хотелось бы отметить, прежде всего, региональное развитие и появление нескольких офисов в России - в Новосибирске, Омске, Екатеринбурге, Казани, а также пополнение портфеля собственных объектов. На сегодняшний день компания владеет такими объектами, как торговый центр, бизнес-центры, офисно-складской комплекс, апарт-отель, а также тремя малоэтажными комплексами апартаментов в США. Активная инвестиционная деятельность, как в России, так и на западных рынках позволила выделить компанию, сделать ее особенной на рынке.

Безусловно, нельзя не отметить ряд побед компании в профессиональных конкурсах – CRE Awards, КАИССА, «Доверие потребителя». Признание среди профессионалов рынка и получение подобных наград свидетельствуют о правильно выбранном пути развития NAI Becar.

Сегодня наша компания ориентирована, во-первых, на создание собственных девелоперских проектов (в том числе кондо-отелей), во-вторых, на сотрудничество с государством по  развитию  крупных проектов, а в-третьих, на развитие внутренних направлений компании – property management, facility management, asset management.

BSN - С чем связана подобная многофункциональность? Что она дает вам, а что - клиенту?

О. Ш. - Подобная многофункциональность дает уверенность клиенту в том, что он может обратиться к нам с любым, даже нестандартным вопросом. В своей деятельности мы черпаем  российский и западный опыт, все подразделения готовы помогать друг другу и сотрудничать по любого рода проектам. Мы можем решить практически любую задачу. Как говорится, одна голова – хорошо, а две лучше, так вот, у нас как раз этих голов не две, а на порядок больше (смеется).

BSN - Какая услуга или портфель услуг сегодня наиболее востребован на рынке?

О. Ш. - Если говорить о рынке B2B я бы выделила Asset Management и Property&Facility Management. Объектов  после кризиса стало появляться больше, а профессионалов, знающих, как эффективно ими управлять, как создавать комфортные и эффективные условия для собственника, не так много. Именно поэтому услуги PM и FM очень востребованы и, наверное, останутся таковыми в  ближайшем  времени.

Термин Asset Management для российского рынка не настолько привычен, как PM и FM, но многие компании уже приходят к пониманию необходимости эффективного и продуманного управления активами. Российский сегмент недвижимости идет по тому же пути развития, что и зарубежные рынки, которые уже давно осознали, что управление своим капиталом и своими активами нужно доверять профессионалам, которые  смогут обоснованно сказать, куда инвестировать, в какие объекты, как их в дальнейшем развивать, повышая их доходность. В этом смысле Asset Management является хорошей базой и связующим звеном между рентабельным капиталовложением, эффективным функционированием объектов и собственником.

BSN -В России есть мировые бренды, есть отечественные, как вы считаете, есть ли смысл вообще разрабатывать, например, российские какие-то стандарты, ориентированные под российские реалии, или проще присоединиться к какому-то международному бренду?

О. Ш. - Это не взаимоисключающие процессы, и я бы не поставила между ними «или». Можно присоединиться к международному бренду, как это сделал NAI Becar, и при этом заниматься разработкой российских стандартов с учетом понимания того, как развивается зарубежный рынок. Еще раз повторюсь, что российский рынок должен следить за тенденциями зарубежных рынков, нам важно понимать, что происходит в других государствах, как наши иностранные коллеги развивают свою недвижимость, проекты, капиталы, мы должны перенимать этот опыт.  В то же время, мы не можем отказаться от реалий нашего рынка и российского менталитета, он все-таки отличается от других, мы не можем полностью безоговорочно без адаптации применить международные стандарты и практику. Равно как и не можем вообще отказаться от них и делать исключительно по-своему. Поэтому здесь нужно найти золотую середину. Если российская компания подключается к международному бренду и получает доступ к международному опыту, но при этом занимается разработкой российских стандартов качества и внедряет их, то, мне кажется, это и есть золотая середина.

BSN - Как изменился рынок за последние пять лет?

О. Ш. - Не секрет, что 2008 и 2009 годы были тяжелыми для всего бизнеса. В первую очередь, кризис повлиял на капиталоемкие сферы, одной из которых стала недвижимость, многие девелоперские проекты были заморожены. Поэтому основная тенденция последних пяти лет – это борьба с последствиями кризиса, преодоление финансовых сложностей и возврат к докризисному состоянию хотя бы по каким-то определенным параметрам. К сожалению, этого пока в России не произошло. И не только в России - если, например, говорить об американском рынке, возврат к докризисным показателям по безработице, уровню инфляции и проч., также пока не случился. В любом случае, начиная с 2010 года ситуация улучшается, рынок недвижимости ожил. Посмотрим, что будет в ближайшие 2 года.

Среди основных трендов на рынке жилой недвижимости можно отметить появление малогабаритных квартир, при чем, не только для проживания, но и в качестве инвестиционных инструментов. Покупатели начинают понимать, что вложение средств в арендное жилье является одним из наиболее надежных инструментов сохранения свободных денег.

Что касается рынка коммерческой недвижимости, то здесь можно отметить региональную активность крупных федеральных ритейлеров.  У каждой федеральной сети есть своя программа развития на территории России, причем количество планируемых городов может насчитывать сотни.

Также стоит отметить появление специализированных девелоперских проектов. Если раньше инвесторы предпочитали вкладывать в классические надежные форматы недвижимости, то сейчас есть и такие, кто готов инвестировать в узкоспециализированные проекты, заточенные под конечного пользователя, сложные по инженерной структуре и смысловой нагрузке. По моему мнению, это говорит о выходе на более высокий уровень понимания потребностей потенциальных клиентов.

BSN - С недавнего времени компания принимает активное участие в развитии апарт-сегмента в Петербурге - что значит этот проект для компании?

О. Ш. - NAI Becar всегда старается быть на острие основных трендов в коммерческой недвижимости, и арендное жилье – именно тот сегмент, который сейчас активно развивается и в Америке, и в Европе. Необходимость данного формата подтверждается интересом со стороны рынка, существует высокий процент конечных потребителей, готовых снимать и жить в апарт-отелях, ведь вопрос  проживания в крупных городах – один из наиболее острых. Кроме того, мы отмечаем спрос со стороны частных инвесторов, которые готовы вкладываться в понятный продукт, чтобы иметь определенный стабильный доход. Эти три факта (развитие зарубежных рынков в этой же сфере, готовность инвесторов вкладывать деньги, спрос со стороны конечных пользователей), дает нам возможность  развивать собственные проекты, один из них – комплекс апартаментов бизнес-класса VERTICAL. Мы уверены, что подобные проекты сейчас будут появляться  в различных городах России.

BSN - У NAI Becar, пожалуй, самая разветвленная сеть по России - каким образом вы работаете с регионами  (формируете представительство или заключаете партнерские договора с региональными коллегами), чем интересна работа в регионах? Можно ли заработать в регионах?

О. Ш. - Мы заключаем партнерские соглашения с компаниями, хорошо знающими местное бизнес-пространство, у которых сложилась репутация на рынке, есть все необходимые компетенции, знания, умения, навыки. При разработке проектов, мы обращаемся к ним за помощью в понимании местного рынка, что позволяет добиваться нам некого симбиоза профессионализма, опыта и знания местной специфики. Взамен мы предлагаем нашим региональным партнерам свои стандарты работы, делимся международным опытом.

Уровень доходов от региональных проектов, конечно, несколько ниже, чем московских и петербургских. Но мы, честно говоря, больше нацелены на развитие нашего бренда и на повышение качества услуг в регионах, которое так или иначе приведет к повышению качества жизни. А ведь это самое главное, к чему должен стремиться девелопер.  

BSN - Какие цели ставит перед собой команда NAI Becar на ближайший год, ближайшие 5 лет?

О. Ш. - Планы, конечно, грандиозные (смеется). В этом году согласно ежегодному рейтингу, проведенному компанией The Lipsey Company, бренд NAI вошел в пятерку самых востребованных и узнаваемых брендов в мире в сфере коммерческой недвижимости. В ближайшие пять лет мы хотели бы войти в тройку. Российский офис для этого будет очень стараться, и мы будем надеяться, что наши зарубежные партнеры тоже.

Что касается именно российского бизнеса, то мы бы хотели продолжить развитие направления asset management, ставшее для нас очень важным в последнее время, для того чтобы сделать взаимоотношения с нашими заказчиками и партнерами более профессиональными и надежными. Продолжить реализовывать собственные девелоперские проекты, вкладывая свои и партнерские средства максимально надежным и эффективным способом, обеспечивая необходимый уровень доходности. И, конечно, мы будем продолжать расти как профессионалы, развивать свои компетенции, знания, профессиональную интуицию, чтобы делиться ими с нашими клиентами и партнерами.

Комментарии 0

Последние публикации экспертов по коммерческой недвижимости

Юрий Грудин: Рынок сервисных апартаментов остается в фазе роста

Марина Сторожева: Инвесторы выбирают проекты с интересной концепцией

Дарья Сизых: Реконцепцию торгового комплекса нужно проводить каждые 5-7 лет

Другие Интервью

Екатерина Лапина: Количественно развиваются все сегменты

Александр Шарапов: Стандарты гарантируют максимизацию прибыли

Екатерина Рашникова: Приток инвестиций следует курировать

Людмила Рева: В Петербурге представлены все бренды

Валерий Трушин: Все мастер-планы проектов КОТ включают в себя МФК

Валерий Хламкин: Сегодня условия диктует арендатор